Открытый урок русского языка в 6Б классе по теме: "Безличные глаголы" (Дорофеева И.В.)
Открытый урок учителя русского языка и литературы школы № 103 Дорофеевой Ирины Васильевны в 6 Б классе, проведенный 01. 12.11 г.
ТЕМА: «БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»
Цели: 1. Усвоить семантику безличных глаголов и их функцию в речи.
- Познакомиться с употреблением личных глаголов в значении безличных.
- Потренироваться в употреблении безличных глаголов.
Ход урока
- Орг. момент. Обмен тетрадями. Запись числа и классной работы.
- Работа над ошибками, допущенными в домашней работе: 1) искусный – искусственный (объяснить правописание слов с точки зрения этимологии)
- Записать предложение, объясняя орфограммы и пунктограммы, произвести указанные разборы.
Речка бежала по ледяной пустыне и слегка икрилась под серебряным грустным светом луны.
Р- р 4 – ученик у доски; р-р 3 – (по)пустыне; искрилось; р-р 2 – ледяной, закружил, устилается
- Орфографическая 5-минутка (у доски 4 ученика)
Прибавьте шаг, обрежьте цветы, не измажьтесь в краске, крикните погромче; если крикните погромче, вас услышат; вытрите ноги; когда вытрете, проходите
- Синтаксическая разминка. Верните со знаками препинания.
1) Солнце слепит и обжигает глаза.
2) Луна еще не поднималась, и звезды тихо мигали на небе.
3) Когда подул ветер, туман рассеялся.
4) Марс – ближайший сосед нашей Земли.
5) Есть опасность исчезновения многих животных: снежного барса, фламинго, белого журавля.
6) К сожалению, может исчезнуть и бухарский олень.
7) Учительница сказала: «Сегодня, ребята, мы дежурим по школе».
8) Быстро смеркается, и от реки веет прохладой
- Объяснение нового материала. Запись темы. Последнее предложение синтаксической разминки становится переходом к теме «Безличные глаголы»
- Запишите для сравнения 2 предложения.
В зимнюю пору смеркается рано. – В зимнюю пору сумерки наступают рано.
1) Сравните предложения по характеру действия: в каком из них действие совершается без действующего лица? 2) Сравните предложения по строению. В каком из них нет подлежащего? Каким глаголом выражено сказуемое в этих предложениях? 3) Сделайте вывод о строении предложения с безличными глаголами.
- Работа по усвоению семантики без личных глаголов.
Распределите глаголы на 2 группы: 1) обозначают состояние природы; 2) обозначают состояние и переживание человека.
Морозит, смеркается, знобит, лихорадит, нездоровится, темнеет, не спится
Запишите эти глаголы в прошедшем времени по образцу: морозит – морозило
Сделайте вывод: 1) Как изменяются безличные глаголы? (по временам); 2) В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени? (только в 3 лице ед. ч.); 3) В каком роде они употребляются, если стоят в прошедшем времени? (только в ср. р.)
- Упражнение на переконструирование.
Замените в предложениях личные глаголы на безличные (устно).
Мы долго не хотели уходить из леса. – Нам не хотелось уходить из леса.
В этот ясный день мы хорошо работали. – В этот ясный день нам хорошо работалось.
От волнения мы долго не спали. – Нам долго не спалось.
Сделайте вывод: с помощью какого суффикса безличные глаголы образуются от личных?
- Возвращаемся к последнему предложению синтаксической разминки и делаем вывод о том, что безличные предложения часто встречаются в сложных.
- Обобщение.
1) Какие глаголы называются безличными?
2) Какими членами предложения бывают?
3) Что обозначают?
4) Как изменяются?
5) Как образуются безличные глаголы от личных?
- Домашнее задание: § 95; упр. 206