Открытый урок русского языка в 3 классе (Лукманова А.Ф.)
Открытый урок русского языка в 3 классе
учитель начальный классов Лукманова А.Ф.
Тема: «Обобщение изученного об имени прилагательном».
Цели: обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Имя прилагательное», отрабатывать навык распознавания имен прилагательных в тексте, умение образовывать имена прилагательные из других частей речи, повторить звукобуквенный анализ слова, разбор предложения по членам и частям речи, морфологический разбор имени прилагательного; развивать речь, память, внимание и мышление учащихся.
Ход урока:
- Орг.момент
- Введение в тему урока:
- Я предлагаю начать урок с игры «В гостях у сказки».
Вам необходимо отгадать о ком или о чем идет речь.
1) В одной из сказок он так говорит о себе: «Я злой и страшный серый…, я в поросятах знаю толк» (Волк).
Слайд 1.
2) Эта трудолюбивая девочка из замарашки превратилась в настоящую принцессу (Золушка).
Слайд 2.
3) Это земноводное животное было столь любопытным, что осмелилось отправиться в далекое путешествие со стаей перелетных птиц (Лягушка-путешественница).
Слайд 3.
- Какие признаки сказочных персонажей были названы? (волк- злой, страшный, серый; Золушка- трудолюбивая; лягушка- земноводное (животное).
- Как называются слова, которые обозначают признаки предметов?
- Сегодня мы с вами повторим и обобщим знания об именах прилагательных.
- Работа по теме урока:
Минутка чистописания: составление цепочек окончаний.
- Давайте вспомним, на какой вопрос отвечают имена прилагательные в ж.р.? (какая?) ая/яя
------- в м.р.? (какой?) ой/ый/ий
------ в ср.р.? (какое?) ое/ее
-------во мн.ч.? (какие?) ые/ие
- От какого слова зависит имя прилагательное?
1) Работа с пословицами. Орфографическая работа.
Слайд 4.
Друзья познаются в беде.
Лучше нет дружка, чем родная матушка.
Один за всех и все за одного.
- Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
- Найдите пословицу, в которой есть имя прилагательное. Запишите. Выделите все изученные орфограммы. (Проверка)
2) Работа с текстом. Грамматический разбор 3-го предложения, с указанием частей речи (уч-ся комментирует).
Слайд 5.
- Прочитайте. Какими именами прилагательными можно дополнить этот текст? Как можно озаглавить текст?
Задание: выписать словосочетания имен прилагательных с именами существительными, показать графически их связь, указать число, род.
(Маленький крот, подземную жизнь, плодородная земля, целый день)- уч-ся у доски.
4) Самостоятельная работа.
- Подумайте, какое задание следует выполнить.
Слайд 6.
Старик, стареть, старый;
Письмо, писать, …;
Чистота, чистить, …
- Что заметили? Дополните каждую строчку именами прилагательными, спишите, выделите корень (самостоятельно). Проверка.
- Физкультминутка – игра на внимание:
- Я буду называть слова, а вы, услышав имена прилагательные, должны хлопнуть в ладоши.
(Стол, играет, веселые, ходить, громкий, радостный, поет, соловей, интересная.)
……..потопать ногами.
(Линейка, вьюга, семейные, увлечение, сладкий, резкий, расческа, плывет,высокие.)
1 вариант – похлопать, 2 вариант – потопать.
(Белеет, белый, белизна, светлая, свет, светить, стеклянный, застеклил, стекло.)
- Работа по учебнику: с. 75, упражнение 321. Задание: выполнить морфологический разбор имени прилагательного – первое слово учащийся у доски,1 ряд-2-ое слово, 2 ряд-третье слово, 3 ряд-четвертое слово (Взаимопроверка).
Дополнительно: выполнить звукобуквенный разбор слова ГУСИ (уч-ся у доски).
- Проверка знаний учащихся – тест по изученной теме.
- Итак, мы повторили и закрепили наши знания по теме: «Имя прилагательное». Теперь вам необходимо выполнить контрольное тестирование (инструкция по выполнению).
Слайд 7.
- Выбери утверждение.
Имя прилагательное обозначает:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) действие предмета.
- Дополни предложение.
Имя прилагательное отвечает на вопросы …,изменяется …, связаны с … .
- Подбери имена прилагательные, запиши полученные словосочетания, графически обозначь связь слов, укажи род, число.
- Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Завершить работу на уроке мы сможем, выполнив еще одно интересное задание.
Слайд 8.
- Домашнее задание.