Урок окружающего мира, 1 класс (Карпова О.В.)
Урок окружающего мира
«Где зимуют птицы?»
Разработала:
учитель начальных классов
Карпова Оксана Владимировна
Учебник. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: 1 класс.- Москва,2004 г.
Цель. 1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных.
- Воспитывать заботливое отношение к ним.
Оборудование. 1. Карточки с изображением птиц, зимующих у нас и перелетных, кроссворд, календарь природы.
- Магнитофон, запись на кассете «Голоса птиц», электронный диск, компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
- Тема урока.
- Ребята, мы получили последний номер журнала «Календарь природы».
Карточка на доске. Приложение 1
- О ком он, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
Изображение кроссворда на доске.
- Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
- На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый. (Дятел)
- Верещуньи, белобоки,
И зовут их всех … (Сороки)
- Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень- тень!»
Угадайте, что за птица?
То веселая… (Синица)
- И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (Совы)
В выделенных клетках - «Птицы».
- Так о ком же мы узнаем из календаря? (О птицах.)
- Ребята, а какая здесь птица лишняя? (Петух, т.к. это домашняя птица.)
- Сегодня на уроке странички нашего календаря помогут нам рассказать много нового и интересного о птицах, которые встречаются в природе. Ответим на вопрос: где зимуют птицы?
Карточка на доске.
3.Работа над новым материалом.
- Открываем первую страничку нашего календаря. Как она называется?
«Знакомство»
Карточка на доске.
- Что это за птичка?
1) Читает ученик.
Хоть я не молоток-
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
Картинка на доске.
- А сейчас на экране посмотрим видеофрагмент об этой птице. Подумайте, почему так говорят: «Дятел - лучший друг леса».
После просмотра дети поясняют:
«Дятел всю жизнь трудится, долбит деревья в поисках личинок».
- Как достает пищу дятел? (Продалбливает отверстие своим носом-долотом и длинным языком легко достает вкусненькое.)
- Дятел не только врач, но и плотник. Он выдалбливает дупла, которые служат домиками для скворцов, мухоловок, синиц и многих других птиц.
Физкультминутка.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
(Дети машут руками как крыльями.)
– А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой и выводит протяжно и звонко свою песенку: «Синь-синь-синь»?
Аудиозапись звучит.
(Синица.)
Вывешивается картинка на доску.
2) Читает ученик.
- Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой поедаю семена ели и других растений.
- Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты.
- А что любят эти птички? (Несоленое сало.)
- Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них «столовые».
- А что за птичка сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив?»
3) Читает ученик.
- Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Мы главные защитники – сторожа парков и садов. Свое потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
- Это маленькая птичка быстро бегает по стволу вниз головой и привлекает внимание людей. Кто это?
(Воробей.)
Вывешивается картинка на доску. Приложение 4
- Когда птицы выводят птенцов? (Весной.)
- Но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Это птичка КЛЕСТ.
4) Читает ученик.
- Конечно, выводим мы птенцов и весной. Зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот - отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, извлекаем семена.
- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? (Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
- Этих птиц называют ОСЕДЛЫМИ.
Вывешивается карточка со словом. Приложение 7
- А каких птиц, зимующих у нас, вы еще знаете? (Галки, вороны, поползни, голуби, сороки, совы…)
- Как называют этих птиц? (Оседлые птицы.)
- Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой.
- Пришла телеграмма от птиц.
Читает ученик.
«Не забывайте о нас, ребята, зимой! Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес».
- Чем можно подкармливать птиц? (Семенами подсолнечника, арбуза, тыквы, крошками белого хлеба.)
- Что страшнее: голод или холод? Почему?
- Работа с учебником.
-Открываем 2 страничку нашего календаря.
«Загадки»
Карточка на доске. Приложение 1
Ответить на них поможет учебник на странице 76.
- Встали бра на ходули,
Ищут корма по пути
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
- Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно- розовый… (Скворец)
- Отгадайте ребус. Что это за птичка?ЛАС. (Ласточка.)
Вывешивается карточка на доске.
5.Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зябкое», как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ.
Картинки с птицами вывешиваются на доску.
- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны? (Это перелетные птицы.)
Вывешивается карточка со словом.
- Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Жаворонки, грачи, чижи, кукушки, цапли, утки, чайки, аисты, лебеди…)
Чтение текста на странице 76 хором.
После чтения учитель задает вопросы по содержанию прочитанного.
- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края.)
- Когда они вновь возвращаются? (Весной.)
-Как называют этих птиц? (Перелетные.)
-Почему их так называют? (Эти птицы перелетают из одного района Земли в другой.)
Физкультминутка.
-А сейчас поиграем в игру. Если я назову перелетную птицу - вы встаете, поднимая руки вверх, если оседлую - садитесь, опуская руки.
перелетные оседлые
ласточка синица
соловей дятел
жаворонок воробей
зяблик сова
журавль клест
- Молодцы!
-Открываем 3 страничку календаря.
«Почемучка»
Карточка со словом на доске.
- Почему ласточка и журавль улетают в теплые края, а дятел остается зимовать у нас? Воспользуйтесь рисунком.
(Ласточка питается насекомыми, журавль ест лягушек. В холодное время пищи для этих птиц нет. А для дятла зимой есть еда: он кормится семенами сосен и шишек.)
-Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
-Как же это удалось ученым?
Ответ найдете, посмотрев рисунок на странице 77.
( Помогали ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам.)
- На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
- Работа в Рабочей тетради.
-Открываем 4 страничку календаря.
«Кому улетать?»
Карточка на доске.
- Откройте Рабочую тетрадь стр. 32.
- Птицы спорят, кому улетать в теплые края, а кому оставаться. Помоги им разобраться в этом. У каждой перелетной птицы нарисуй на лапке кольцо. Укажи линиями названия птиц.
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.
- Итог.
- Мы сегодня узнали много интересного из жизни птиц.
Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные.) Назовите их.
- Какие птицы зимуют у нас? Как они называются? (Оседлые.)
- Чем страшна птицам зима? (Голодом.)
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)
Литература
- Большая Энциклопедия Ки рилла и Мефодия.- Москва,2007.- Электрон. опт. диск.
- Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия: Энциклопедия животных.- Москва,2006.- Электрон. опт. диск.
- Заикина А.М., Заикин М.С., Заикин С.М. Умные кроссворды.- Москва,1999г.
4.Мавлетов В.С. Рассказы о природе. - Уфа,1999г.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль,1995г.
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс.- Москва,2004г.