Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 216–37–10
Rus
Версия для слабовидящих
Сведения об ОО
Главная УчителямМетодические разработки Выявление и развитие творческих способностей детей (Родионова И. Ш.)

Выявление и развитие творческих способностей детей (Родионова И. Ш.)

учитель начальных классов школы № 103 Демского района г.Уфы 
Родионова Ирина Шафкатовна

ДОКЛАД на тему: «Выявление способностей и развитие творческих возможностей детей»

Есть такие слова у выдающегося педагога наших дней В.А. Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. 
Как показывают результаты опросов дошкольников, поступающих в 1 класс, 90 % детей хотят идти учиться, рады предстоящей учебе в школе. Но, к сожалению, почти половина обучавшихся в ней 3-4 года разочаровалась в своих ожиданиях. 
В конце 3-4 класса по сравнению с 1-2 классом уровень мотивации учебной деятельности заметно снижен. Именно поэтому дети проявляют негативное отношение к школе, урокам, учителю. Для многих школа, класс оказались необходимыми только для общения, а не для приобретения новых знаний, активной познавательной деятельности. 
Желание как можно больше выполнить за урок ведёт к тому, что учитель не оставляет ученику времени на размышление. Стремясь к тому, чтобы задание было непременно выполнено всеми и как можно быстрее, учитель постоянно помогает ученикам. 
Во время выполнения заданий он, экономя время, предостерегая ученика от малейших ошибок, немедленно отвергая первый же неверный шаг, и в то же время спешит одобрить и развить ещё неясно мелькнувшую верную мысль ученика. Так, беспрестанно поясняя и разъясняя, одобряя и отвергая, учитель ведёт учеников к безошибочному и скорому выполнению заданий. А это неизбежно воспитывает у ученика неуверенность в своих способностях, беспомощность, лень. 
Но самый большой вред в этом случае учитель наносит детям способным, сковывая их инициативу, сообразительность, развитие мышления. Их заставляют работать в том же режиме, в каком работает весь класс, над одним и тем же материалом. И пытливый ум, лишённый пищи, становится вялым и инертным. А если дать способному ученику умственную нагрузку, поставить одну-другую проблему, связанную с задачей, позволить ему решить задачу по-своему, активизируются его умственные способности. 
И не остаётся на уроке времени для особой работы со способными детьми. Некоторые учителя, чувствующие свою ответственность за воспитание и дальнейшее развитие такой категории учащихся, перенося работу с ними во внеурочное время, составляют для них индивидуальные задания, соответствующие их развитию. Это, конечно, показательный вариант воспитания способного ученика. Но в этом случае его способности не раскрываются перед классом и их нельзя использовать для развития других учащихся. 
А если в классе таких учеников не один? Если в классе есть учащиеся, которые пока не проявили своих способностей, но потенциально ими обладают? Как их выявить? Как их пробудить? Как обеспечить самостоятельность при выполнении задания? 
К тому же различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. 
Так мы и делаем, ведя факультативную работу и прорабатывая там с небольшой группой детей задания развивающего характера, задания, имеющие повышенный уровень сложности. 
Задания, которые они дополнительно получают, обычно той же сложности, что и задания для остальных учеников. И происходит это потому, что основную свою задачу учитель видит только в том, чтобы в его классе не осталось ни одного ученика, который не усвоил бы учебной программы. 
По индивидуальным карточкам, как правило, занимаемся в период закрепления изученного материала и выполнения остальными тренировочных упражнений. 
В ходе обучения и воспитания младших школьников необходимо больше внимания уделять не только и не столько приобретению знаний, умений и навыков (по принципу: чем больше, тем лучше), сколько возбуждать у учеников жажду новых знаний, формировать у них умения и навыки самостоятельного приобретения этих знаний, элементы самообразования и самовоспитания. 
Советский психолог А.Н. Леонтьев и его ученики, исследуя конкретное строение человеческой деятельности, определили её компоненты — это потребности и мотивы, цели, условия и средства их достижения, действия и операции. 
Все сказанное прямо относится к тому, что называют учебной деятельностью школьника. 
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. 
Без этой потребности - своего основного компонента - она просто не может существовать. 
Ребенка - дошкольника нельзя заставить играть. Он должен иметь потребность в игре. Без соответствующей потребности также невозможно принудить школьников выполнять учебную деятельность. Правда, без такой потребности ребенок может учить и усваивать различные знания (и даже хорошо их усваивать), но осуществить творческое преобразование учебного материала он не сможет, так как у него нет таких жизненных вопросов, ответы на которые можно найти лишь при поиске тайн, открывающихся только в процессе экспериментирования. 
Вообще, существует 2 типа методик обучения: 
1 тип - на управление учителем собственной деятельностью, а основная работа ученика - на запоминание, на механизмы памяти; 
2 тип — направлен на управление деятельностью учащегося - в том случае работают логические механизмы «То, что я вывел, запоминать не нужно!» 
Для того, чтобы развивать творческие способности, нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие. 
Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям составлять новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. 
Эти игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память; умение находить зависимости и закономерности; способности к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. 
Наконец, в игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе -все то, без чего немыслим успех. 
Любая игра - это наука побеждать. 
Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, побуждают интерес к различным областям науки и искусства. 
Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи, лингвистические задачи, игры. 
Применение системы РО способствует ускорению активизации учебного процесса. 
Развивающее обучение предполагает процесс «открытия» каждым учеником конкретного знания, а не «натаскивание» его на решение типовых задач. Ученик не должен в готовом виде принимать знания, деятельность на уроке должна требовать от него усилия, размышления, поиска. Школьник должен иметь право на ошибку, на коллективное осуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей. 
Очень интересным способом самовыразиться в коллективе одаренному ученику - это коллективная и групповая форма организации процесса обучения - хороший способ наладить сотрудничество учителя и школьников в процессе их обучения. 
Чтобы в классе происходило коллективное обучение, необходимо, чтобы каждый по очереди выступал то в роли обучаемого, то в роли обучающего. 
Такая работа возможна и целесообразна, если учащиеся работают в парах постоянного и сменного состава. 
Я приведу некоторые примеры форм групповой работы, а также задания развивающего характера, которые помогают выявить детей, имеющих потенциальные возможности и способности. 
Главное - это вера в ребенка, уважение его как личности, стремление помочь ему в достижении успеха.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК


Что объединяет записанные слова? Какое из них лишнее? Очки, каникулы, ножницы, санки. 
Все имеющиеся существительные употребляются только во множественном числе, кроме существительного очки - оно многозначно: прибор для улучшения зрения и защиты глаз, единица счета для обозначения выигрышей в спорте. Во втором значении имени существительные изменяются по числам. 
Четырехугольник, четыре, четверка 
(Лишнее слово четыре - имя числительное, остальные - имена существительные)

Очень полезны игры - соревнования, например: Аукцион. Подобрать как можно больше слов по схеме: 
За ала, по ка 
Работа проходит в малых группах. Активность детей удивительна: в отведенное мною время (1-2 минуты) они подбирают в группе до 20 слов: 
Закричала, замолчала, застонала, заворчала, завязала, забежала, запищали, зашептала, забросала, ...

Конкурс - кто больше подберет слов на изучаемое правило; кто больше подберет синонимов, антонимов,... 
Игры с буквами и словами, веселый наборщик, ребусы, загадки, волшебные цепочки, кроссворды, анаграммы - адрес-среда, аист-стаи, кабан-банка, ...

Практика показывает, что младшим школьникам необходимо давать как можно чаще выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции. 
Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучающего (диктующего и проверяющего), то обучаемого. 
Очень интересна работа по вопросникам. 
Методика работы с вопросниками может вестись по-разному. 
Дома ученики самостоятельно повторяют какую-то часть материала согласно указаниям учителя, выполняют упражнения. 
В классе, работая в парах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов на каждый вопрос, и приводят свои примеры. Те, кто подготовился по всем вопросам, давал правильные формулировки и объяснения, умело их конкретизируя, отвечают учителю.

931