Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 281–02–14
Rus
Версия для слабовидящих
Сведения об ОУ
Главная РодителямКабинет психолога Уроки общения с ребенком

Уроки общения с ребенком

Как-то на детской площадке пришлось наблюдать такую картину. Дети весело суетились, кто-то катался с горки, в песочнице шло бурное строительство автомагистрали. Расположившись на ближайших скамейках, родители следили за веселой возней любимых чад и были готовы в любую минуту подхватить, отряхнуть, подсадить, успокоить или разобраться в конфликте. Через некоторое время подошла еще одна парочка – мама с сыном. С первых же минут присутствия они обратили на себя внимание тем, что мама, не замолкая ни на секунду, давала мальчику ценные указания. Мама: «Держи спину прямо, а то не получится скатиться, руками держись за поручни крепко, а то свалишься!» Когда малыш сел на качели, все мы невольно выслушали короткую лекцию о том, как необходимо наклонять туловище, каким образом сгибать ноги в коленях, как правильно делать захват рукой. Все это звучало так нелепо и комично! Хотя многие скажут, ну что тут такого – заботливая мама, желает сыну добра. Да, но только все это закончилось тем, что ребенок потерял всякий интерес к игре и демонстративно упал в лужу.

Своей сверхмерной опекой мы иногда лишаем маленького ребенка самого главного – познавать мир и что-то осваивать самому. А потом, когда он подрастает, удивляемся, что он уже большой, а такой несамостоятельный. А откуда взяться самостоятельности, ведь это должно быть привычкой, устойчивым навыком. Так где же та золотая середина? Как помочь малышу чему-то научиться, не делая это за него, и прийти на помощь, если что-то дается трудно?

Надеюсь, вы готовы принять правило, которым стоит руководствоваться в тех случаях, когда ребенок чем-то занят самостоятельно.

НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ В ДЕЛО, КОТОРЫМ ЗАНЯТ МАЛЫШ, ЕСЛИ НЕ ПРОСИТ ПОМОЩИ.

СВОИМ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВОМ ВЫ БУДЕТЕ СООБЩАТЬ ЕМУ: «С ТОБОЙ ВСЕ В ПОРЯДКЕ. ТЫ, КОНЕЧНО, СПРАВИШЬСЯ».

Но будьте бдительны, потому что здесь нас подстерегает другая крайность: предоставляя малыша самому себе, мы можем не заметить, что он натолкнулся на серьезные трудности, с которыми сам справиться не может. Тогда позиция невмешательства может принести только вред, поэтому, если РЕБЕНКУ ТРУДНО И ОН ГОТОВ ПРИНЯТЬ ВАШУ ПОМОЩЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГИТЕ ЕМУ!

И будет просто замечательно, если вы не броситесь сразу делать все за него, а начнете со слов: «Давай вместе».

Вот тут мы подходим к следующему правилу, вернее, закону, который тесно связан с одним важным педагогическим термином:

«ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ».

Многим родителям он ни о чем не говорит, но это очень важный психологический закон, который открыл наш выдающийся психолог Лев Семенович Выготский, и в процессе воспитания детей мы сталкиваемся с ним постоянно.

Известно, что в каждом возрасте для ребенка существует ограниченный круг дел, с которым он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при помощи взрослого или те, которые ему вообще не под силу. Например, младенец сосет грудь и совсем не имеет представления о существовании столовых приборов. Но придет время, и он научится, есть ложкой, пить из кружки (сначала с маминой помощью, а потом уж и самостоятельно).

Другими словами, ЗАВТРА РЕБЕНОК БУДЕТ САМ ТО, ЧТО СЕГОДНЯ ОН ДЕЛАЛ С МАМОЙ, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.

И самое главное – РЕБЕНОК, С КОТОРЫМ РОДИТЕЛИ ЗАНИМАЮТСЯ БОЛЬШЕ, БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ БЫСТРЕЕ И ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ УВЕРЕННЕЕ, УСПЕШНЕЕ И БЛАГОПОЛУЧНЕЕ.

Положитесь на своих детей, они хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются и если вы услышали их просьбу В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ: «Поиграй со мной», «Пойдем, погуляем», «Посиди со мной», и у вас нет серьезных причин для отказа, ответ может быть только один «ДА!»

113