Литературная викторина, посвященная жизни и творчеству М.В. Ломоносова (Ялалова А.У.)
Литературная викторина, посвященная жизни и творчеству М.В. Ломоносова
- Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»?
- Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?
- На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности?
- Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?
- По каким учебникам учился он, как и многие учащиеся того времени, назвав их впоследствии «вратами» своей учености?
- Будущий ученый и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?
- Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось?
- За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?
- В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?
- Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь?
- Почему русский поэт XX в. В. Ходасевич так отзовется об этой оде: «Из памяти изгрызли годы, За что и кто в Хотине пал, - Но первый звук Хотинской оды Нам первым криком жизни стал» (имеется в виду жизнь русской поэзии)?
- У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через … вымеривать, через … развешивать и через … высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную»
- Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?
- Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?
- Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?
- Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?
- Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?
- О ком или о чем размышляет поэт в своих философских одах «Утреннее размышление о …» и «Вечернее размышление о …»?
- Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?
- Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в …». В кого?
- Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровской», воспевая не столько ее, сколько Россию?
- О каких русских ученых мечтает он и с какими мировыми знаменитостями сравнивает их?
- Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?
- Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, в полях, в морях герой…», - предвосхищает пушкинскую: «ТО академик, то герой, то …». Продолжите ее.
- Какую автохарактеристику дает себе Ломоносов: «Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, … … … Я больше восхищен»? Кем восхищается поэт?
- В томже «Разговоре с Анакреонтом» автор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне… Изобрази … мне». Кого нужно изобразить?
- В каком сатирическом гимне Ломоносов осмеивал церковников, за что чуть не попал на Соловки?
- О ком он писал: «В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли движение открыл» и «презритель зависти и варварству соперник»?
- Как остроумно решает спор двух астрономов повар в басне о Копернике и Птоломее: «…В том, что Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел … кругом …»? Вставьте пропущенные слова.
- Самые крупные ломоносовские произведения – «Тамира и Селим» и «Петр Великий». К каким жанрам они относятся?
- Кого поэт приветствовал следующими словами: «Науки, ныне торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва?
- Чей это портрет и какая конкретная деталь в нем отмечена: «В тебе прекрасный дом создали Душе великой небеса, Свое блистание влияли В твои пресветлы очеса»?
- Каким олицетворением часто пользовался Ломоносов: «Воздвиг Петрополь к небу ..», «брега Невы … плещут», «И се уже …багряной Врата отверзла в мир заря», « … реки, восплещите»?
- По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ...». Без чего?
- Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?
- Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?
- Какие достоинства современных и древних языков совмещает в себе, поутверждению Ломоносова, русский язык?
- Ломоносов отвергал «фонетический принцип» письменной речи, сторонником которого был Тредиаковский. Что это за принцип?
- О какой букве русского алфавита Ломоносов шутливо сказал, что она стоит «подпершись» и выглядит бодрее, чем ее тезка, которая не нужна русской речи, как и другая буква, - «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эти буквы.
- Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?
- Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?
- «Чтоб торжествующий народ Предался в руки побежденных? О стыд, о странный оборот!»? О каком позорном событии (1762) говорит поэт?
- Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: Стихотворство – моя …, физика – мои упражнения»?
- Почему, по мнению поэта и критика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек»?