Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 216–37–10
Rus
Версия для слабовидящих
Сведения об ОО
Главная УчителямМетодические разработки Урок обучения грамоте (Тимофеева Л. А)

Урок обучения грамоте (Тимофеева Л. А)

Урок подготовила и провела: учитель начальных классов Тимофеева Л.А.

 

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ


Тема: Буквы «Ч, ч», обозначающие звук ( ч) 
Цели: Сформировать представление о звуке ( ч) как о мягком непарном со-гласном, познакомить с графическим образом букв Ч, ч, развивать фонемати-ческий слух, логическое мышление, воспитывать умение ценить время и ра-ционально его использовать. Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения. 
Оборудование: таблички с буквами, слоги, пословицы, скороговорка, цветы, иллюстрация Кремля, схемы звуков.

1. Организационный момент 
Вот и прозвенел звонок 
Начинается урок 
Время не теряем 
Урок мы начинаем. 
Внимательно слушаем и правильно отвечаем.

2. Звуковая разминка 
1) Упражнение «Ветер». 
Налетел сильный ветер 
Подул легкий ветерок. 
Стихло.

2) Упражнение «Аромат» 
Вдыхаем аромат цветов 
На выдохе произносим звуки 
(а), (о), (у), (и), (ы), (е), (я). 
Какие гласные буквы смягчают 
согласные? (и, е, я). 
Какие гласные буквы могут иметь два 
звука ? (е, я). 
Назовите парные согласные буквы ? 
( б, п, г, к, з, с, д, т ) 
Подуем сильно 
Подуем тихо

3. Выделение звука 
Загадка: Я с собой ее ношу, 
Не играю, а пишу 
Замечательная штучка- 
Самопишущая…….(ручка)

Произнесите слово по слогам (руч-ка), 
Первый слог (руч), 
Слияние (ру) (красный и синий) 
Согласный звук (ч) (зеленый) 
Второй слог 
Слияние (ка) (синий и красный) 
Ударение падает на первый слог. 
Назовем отдельный звук в первом слоге (ч), 
Какой он? (согласный, мягкий, глухой)

Загадка: Стукнешь о стенку, 
А я отскочу 
Бросишь на землю, 
А я подскачу 
Я из ладоней в ладони лечу 
Смирно лежать я никак не хочу ... (мяч)
 
Произнесите слово, 
Сколько слогов? (один) 
Слияние (ма) (зеленый и красный) 
Отдельный звук (ч), 
Какой он? (согласный, мягкий, глухой)

Вывод: Звук (ч) всегда мягкий. 
Обозначают буквой Ч ч 
Ребята подготовили сценку- 
«На что похожа буква», 
«Ч» с четверкой спутал Чижик 
И прочел «Четыре ижик» 
«Ч» мы пишем как четыре, 
Только с цифрами, друзья 
Буквы путать нам нельзя.

Правило: Звук (ч) всегда мягкий, 
поэтому в слоге ча принято 
писать букву а, 
в слоге чу принято писать букву у. 
Давайте напечатаем букву и новое правило: 
Ч ч ча - чу

4. Чтение слогов

ча чо чу чи че

Игра «Горка» 
ту сы жи 
ча чи
 
Напечатаем слова.

Игра «Продолжи слова» 
чи ча реч 
жик пач ка шка ка

Загадка: Нет ног, а хожу 
Рта нет, а скажу 
Когда спать, 
Когда вставать 
Когда работу начинать 
Часы - напечатать, схему составить.

Физминутка.

Работа по учебнику (стр. 128)

Можно ли в нашей жизни обойтись без часов? 
(Мы станем всюду опаздывать и на поезд, и на самолет, и корабль собьется с курса). И даже не перечислить всех неприятностей, которые могут произойти.

Что видите на рисунке?

Какое время отражает правая часть? 
(Старину) 
А левая часть? 
(Современность)

Беседа о часах.

В старину пользовались солнечными, водными, восковыми часами. 
Новые часы - без пружинки, на батарейках, све-тящиеся цифры на табло. И время показывают точное: электронные часы. 
Кремлевские куранты (рассказ) 
Известные на весь мир, 
Снизу, с красной площади, эти башенные часы кажутся не такими уж великанами, а на самом деле громадные. 
Большая стрелка - 3 метра, 
Каждая цифра на циферблате высотой чуть ли ни метр. 
Невидимый маятник весит 32 кг. 
Четыре раза в час бьют куранты: мол еще 15 ми-нут истекло. Торжественный звон курантов слы-шит вся страна.

Стихотворение. 
Говорят: «Часы стоят» 
Говорят: «Часы спешат» 
Говорят: «Часы идут, но немножко отстают» 
Мы смотрели с Мишкой вместе, 
Но они стоят на месте.

Что значит часы спешат? 
Что значит отстают? 
Чтобы часы показывали точное время, есть часо-вых дел мастер (часовщик)

Скороговорка. 
Часовщик прищурив глаз, 
Чинит часики для нас.

Повторить 4-5 раз, увеличивая скорость произ-ношения.

Физминутка.

5. Чтение текста, (стр. 129) 
1. Читает учитель. 
2. Самостоятельно читают дети. 
3. Чтение у доски.

Беседа по содержанию. Какие бывают часы?

Работа над пословицами. 
Делу - время, потехе - час. 
(Основное время делам, а забавам, веселью толь-ко досуг)

Шутка - минутка, а заряжает на час. 
(Смех заряжает, поднимает настроение 
человеку)

Час терпеть, а век жить. 
(Со временными неудобствами приходится 
мириться)

Час от часу не легче. 
(Говорится при известии о новой очередной не-приятности)

Прочитать и объяс-нить все пословицы.

6. Итоги урока. 
С какой буквой мы познакомились? 
(ч) 
Произнесите звук. Какой он?

Загадки. 
Из горячего колодца 
Через нос водица льется.
 (Чайник)

Мой хвост не отличишь от головы, 
Меня всегда в земле найдете вы. 
(Червяк)

Многим долго неизвестный 
Стал он каждому дружок 
Всем по сказке интересной 
Мальчик луковка знаком 
Очень быстро и недменно 
Он зовется (Чипполино)

Он дружок зверям и детям 
Он живое существо 
Но таких на белом свете 
Больше нет ни одного 
Эта милая мордашка 
А зовется (Чебурашка)

939