Открытый урок по математике, 2 класс (Иванова А. П.)
Открытый урок по математике 2 класс
по учебнику Л.Г. Петерсон
Длина ломаной. Периметр.
Цели урока:
- Уточнить понятия «длина ломаной», «периметр многоугольника»
- Проверить уровень усвоение изученного материала.
- Развивать вычислительные навыки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука,
Эта математика.
II. Актуализация знаний.
- Откройте тетради, запишем число.
- 13 декабря, классная работа.
- Дайте характеристику сегодняшнему числу (число 13 двузначное, так как для его записи необходимо две цифры, в нем 1 десяток, 3 единицы, соседи этого числа: предыдущие 12, последующие 14).
- Найдите сумму цифр числа 13. (4)
- Запишите за 1 минуту в тетрадях, числа от 4 до 40 (включая 40), считая через 4.
- Посчитаем хором, пусть каждый проверит себя и, если потребуется, исправит ошибки (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40).
- В каком порядке расположены числа? (возрастания)
- Какое число самое большое, докажите.
- Какое число самое маленькое, докажите. (4, так как при счете называется раньше)
- Найдите сумму всех чисел. Как удобнее считать?
- Назовите результат (220)
- Выложите графическую модель, числа 220.
- Что вы знаете о числе 220? (трехзначное, в нем 2 сотни, 2 десятка, предыдущие число 219, последующие 221, сумма разрядных слагаемых 200 и 20).
- Выразите 220 в различных единицах счета.
220=2с2д=22д=2с20ед.
- Выразите 220 см в различных единицах длины.
220 см=2м2дм=12дм=1м20см
- Сравните.
2м2дм>202см 220см<22дм5см
III. Постановка темы и цели урока.
(Вопрос первому ряду).
- Найти на чертеже прямую линию и назвать ее свойства. (Прямая не имеет ни начала, ни конца – она бесконечна, поэтому ее измерить нельзя.
Без конца и края, линия прямая!
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути!
(вопрос второму ряду).
- Показать на чертеже отрезок. Что называется отрезком. Назвать его свойства. (Отрезок – часть прямой, ограниченный двумя точками. У отрезка есть начало и конец, поэтому его можно измерить с помощью линейки.)
(вопрос третьему ряду).
- Показать на чертеже луч. Что называется лучом. Назвать его свойства. (если отметить точку и из нее провести часть прямой, то получится изображение луча. Точка из которой проведена часть прямой называется началом луча. Конца у луча нет, поэтому его измерить нельзя).
- Вспомните, как называется страна, в которой живут прямая, луч и отрезок? (Геометрия).
- Верно. Сегодня мы продолжим путешествие по стране Геометрии.
- Посмотрите, что у меня в руках? (Проволока).
- Какую геометрическую фигуру она вам напоминает? (прямую).
- Посмотрите, что я сделаю с этой проволокой (согнуть в нескольких местах).
- Можно ли теперь сказать, что это прямая линия? (нет)
- Вспомните, как называется такая геометрическая фигура? (ломаная линия).
- Сегодня на уроке мы попытаемся выявить признаки и свойства ломаной линии, а так же вспомним, что такое периметр фигуры и как его находить.
IV. «Открытие» нового знания.
- У вас на партах лежат, модели ломаной линии.
- Что можете сказать об этой ломаной линии?
- Из скольких частей она состоит? (из четырех).
- Как называется каждая часть ломаной? (отрезок или звено).
- Найдите и покажите вершины ломаной. Сколько их? (три).
- Верно. Каждая ломаная состоит из звеньев, которые не лежат на одной прямой. Конец одного звена – отрезка, является началом другого. Место, где соединяются два звена, называется вершиной.
На доске рисунки.
- Что вы видите на рисунках? (Это ломаные).
- Какая из ломаных имеете больше всего звеньев? Меньше звеньев?
- Какая из ломаны самая длинная?
- Как доказать? (Нужно измерить длину).
- Как измерить длину ломаной? (Измерить длину каждого звена и результаты сложить).
- Внимательно рассмотрим первую ломаную. Из скольки звеньев она состоит? (четырех)
- Назовите чему равно звено:
АВ?
ВС?
СД?
ДЕ?
- Как найти сумму длин сторон?
Сложить стороны АВ, ВС, СД, ДЕ?
Какое выражение получиться? (15+23+17+24= )
- Какова же длина ломаной? (см)
- Как найти длину ломаной?
- Сейчас вы выполните такое же задание по группам.
- Что нужно сделать? (измерить каждую сторону и полученные результаты сложить).
Измерение длинны ломаной по группам.
- Что же нужно сделать, чтобы найти длину ломаной? (Нужно найти сумму длин ее звеньев).
Первичное закрепление.
№ 1 с. 16. самостоятельная работа с проверкой. (на доске).
- Чему равен отрезок:
АВ?
ВС?
СД?
ДЕ?
ЕF?
- Чему равна сумма длин сторон ломаной?
- Молодцы!
На доске рисунки
- Можем ли мы эти линии назвать ломаными? (Да).
- Чем они отличаются от предыдущих? (Это замкнутые ломаные).
- Замкните свою проволочную ломаную. Какая фигура получилась?
- Можем найти длины этих ломаных? Что нужно для этого сделать? (измерить длину каждого звена и найти сумму длин всех звеньев ломаной.)
Далее продолжается работа по группам. Каждая группа работает со своим рисунком, подписывает карандашом длины звеньев и находит длину ломаной. Дети выделяют самую длинную ломаную и самую короткую.
- Замкнутые ломаные образуют многоугольники. Находя длину замкнутой ломаной, вы находили сумму сторон многоугольника. Вспомните, как называют сумму длин сторон многоугольника? (Периметр)
- Так что же такое периметр многоугольника? (Это сумма длин его сторон).
V. Первичное закрепление.
№ 4, с. 16
- Прочитайте задание про себя. Вслух прочитает задание…..
- Что известно в задаче? ( Периметр четырехугольника АВСД равен 84 дм, сторона АВ = 15 см и тд.)
- Что нужно найти? (сторону АД) (на доске)
- Рассмотрим с позиции части и целого. Периметр это целое или часть?
- Что неизвестно? (часть периметра – сторона).
- Как найти часть ? ( надо из целого вычесть все известные части).
- Значит, чтобы найти сторону, из периметра надо вычесть все известные стороны.
- Какое выражение получится? (84-15-31-16=22 (дм).
- Прочитайте вопрос задачи. (Чему равна длина стороны АД)
- Мы ответили на вопрос задачи?
- Как запишем ответ? (22 дм длина стороны АД).
№ 5, с. 17.
- Прочитайте задание хором.
- Что известно в задаче?
АВ = 56 м
ВС = АВ+15 м
АС = ВС – 28 м.
- Что необходимо найти? (Периметр треугольника).
- Что, значит найти периметр? (найти сумму длин сторон)
- Можем, ли мы сразу найти периметр? (нет нам не известны стороны).
- Давайте составим программу действий:
- Что найдем в первую очередь? (сторону ВС)
- Каким действием найдем ВС (+)
- Как найти сторону АС? (Нужно из первого действия – 28).
На доске
1) +
2) (1) – 28=
3) 56 + (1) + (2)=
Ответ
- Что искали в данной задаче?
- Что значит найти периметр?
VI Итог урока.
- Что изучали на уроке? (Длину ломаной, периметр)
- Как найти длину ломаной? (сложить длину всех ее сторон)
- Что такое периметр? (сумма длин сторон).
- Как вы думаете, зачем мы учимся находить периметр, пригодиться ли нам это в жизни?
- Для чего?
- Нарисуйте в тетради ломаную из трех отрезков, в соответствии со схемой настроения, если вы хорошо поработали на уроке – красным цветом, если вам что то не удалось, синим, если вам еще необходимо поработать над данной темой – зеленым.