Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 216–37–10
Rus
Версия для слабовидящих
Сведения об ОО
Главная О насНовости Практико-ориентированное обучение как способ достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС НОО

1010

0

16 марта 2019

Практико-ориентированное обучение как способ достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС НОО

15 марта в нашей школе прошел  городской семинар "Практико-ориентированное обучение как способ достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС НОО".

 «Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону: «Есть пять вещей, которые ты должен знать», - сказал он карандашу, - «прежде, чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь, Кому- то держать тебя в своей руке. Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. На какой – бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить Свой cлед. Независимо от твоего состояния Ты должен продолжать писать». Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с Призванием в сердце…»

Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Именно такого выпускника должен подготовить современный учитель. Одним из условий успеха в достижении поставленной задачи является выбор методик, технологий, приемов, учитывающих особенности первого уровня образования.

Для учеников начальной школы наиболее успешной мы считаем технологию практико-ориентированного обучения. Суть этого обучения заключается в создании таких возможностей, при которых развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это такой способ организации обучения, когда содержание и формы прямо направлены на развитие ребенка, т.е. на способы самостоятельного постижения знаний; на развитие мыслительных способностей в процессе осуществления практической деятельности; на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования; на гуманистическую направленность образование процесса. Такой подход культивирует творческое мышление, а это при сложившихся современных условиях – главное.

Ключевые компетенции, которые формируются при практико-ориентированном обучении представлены на слайде:

  • ценностно-смысловые
  • общекультурные
  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-трудовые
  • личностное самосовершенствование

    По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

    Целевое назначение компетентностных задач определятся тремя основными позициями на слайде:

– формирование системы универсальных учебных действий;

– обеспечение условий для применения предметных знаний и умений в новых, незнакомых для учащихся ситуациях;

– приобретение учащимися опыта решения задач жизненного (социального) характера.

      Практико-ориентированное обучение – это своеобразная модель реальной жизненной ситуации, требующей оперирования предметным содержанием:

  • носит обучающий характер;
  • происходит адаптация к возрастному уровню учащихся;
  • содержание выходит за рамки одной образовательной области;
  • часть данных, необходимых для ответа на поставленный вопрос, отсутствует;
  • предполагается, что обучающиеся самостоятельно осознают это и смогут найти недостающие данные в справочной литературе или извлечь их из других источников.

 Метапредметный подход позволяет формировать целостное мировоззрение, взаимосвязь нескольких предметов. Поскольку именно человек является основным субъектом своего образования, то и смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке обеспечивается через деятельность. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования.

 В основе метапредметности лежат принципы:

-интеграция знаний по предметам;

- упор на профилирующие предметы;

- способность к самоанализу, самодиагностике, так называемой рефлексии.

-социализация личности (все мы знаем примеры, когда выпускник, хорошо и отлично отучившийся в средней школе не нашёл применения своим знаниям и умениям в реальной жизни), а подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Идеи практико-ориентированного подхода реализуется также при организации занятий внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Практические действия осуществляются посредством практических умений. Формирование практических умений школьников –основа практико-ориентированного обучения. Освоение конкретных практических умений – поиск, чтение, вычисление, систематизация, моделирование, оформление полученных результатов– должно осуществляться на протяжении всего обучения в школе.         

Технологии, приемы и методы могут быть разными. Чтобы научить ребенка искать и устанавливать связь между словами и делами, лучше всего вовлечь его в практическую деятельность, для успеха в которой требуются знания.

Метапредметные образовательные результаты учеников показательно отображаются во Всероссийских проверочных работах. которые комплексно позволяют взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе. Результаты ВПР мы используем для совершенствования методики преподавания в начальной школе, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ их развития. Главным направлением на сегодня в нашей школе является технология кооперативного обучения.

Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому необходимо учить в школе. 

 «Объективность результатов крайне важна во всех оценочных процедурах в системе образования. Это необходимо не для того, чтобы наказать директоров школ и учителей, если учащиеся показали слабые результаты. Это нужно, чтобы оказать таким школам методическую поддержку и повысить качество образования. Мы очень рассчитываем, что опыт этого года будет учтен школами и регионами в следующем учебном году, и по итогам проведения ВПР мы увидим более объективную картину без попыток искусственно завысить результат», — отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Мы надеемся, что на наших уроках вы получили интересный опыт работы учителей школы № 103. Наш коллектив желает вам здоровья и счастья, если будут учителя счастливыми, то смогут отшлифовать до блеска своё педагогическое мастерство и качество образовательного процесса, создавая условия успешности обучающихся через использование практико-ориентированное обучение.

1010

Оставить комментарий