Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 281–02–14
Rus
Версия для слабовидящих
Главная УчителямМетодические разработки Открытый урок русского языка в 6Б классе по теме: "Безличные глаголы" (Дорофеева И.В.)

Открытый урок русского языка в 6Б классе по теме: "Безличные глаголы" (Дорофеева И.В.)

Открытый урок учителя русского языка и литературы школы № 103 Дорофеевой Ирины Васильевны в 6 Б классе, проведенный 01. 12.11 г.

ТЕМА: «БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»


Цели: 1. Усвоить семантику безличных глаголов и их функцию в речи.

  • Познакомиться с употреблением личных глаголов в значении безличных.
  • Потренироваться в употреблении безличных глаголов.

Ход урока

  • Орг. момент. Обмен тетрадями. Запись числа и классной работы.
  • Работа над ошибками, допущенными в домашней работе: 1) искусный – искусственный (объяснить правописание слов с точки зрения этимологии)
  • Записать предложение, объясняя орфограммы и пунктограммы, произвести указанные разборы.

            Речка бежала по ледяной пустыне и слегка икрилась под серебряным грустным светом луны.

Р- р 4 – ученик у доски; р-р 3 – (по)пустыне; искрилось; р-р 2 – ледяной, закружил, устилается

  • Орфографическая 5-минутка (у доски 4 ученика)

            Прибавьте шаг, обрежьте цветы, не измажьтесь в краске, крикните погромче; если крикните погромче, вас услышат; вытрите ноги; когда вытрете, проходите

    1. Синтаксическая разминка. Верните со знаками препинания.

1) Солнце слепит и обжигает глаза.

2) Луна еще не поднималась, и звезды тихо мигали на небе.

3) Когда подул ветер, туман рассеялся.

4) Марс – ближайший сосед нашей Земли.

5) Есть опасность исчезновения многих животных: снежного барса, фламинго, белого журавля.

6) К сожалению, может исчезнуть и бухарский олень.

7) Учительница сказала: «Сегодня, ребята, мы дежурим по школе».

8) Быстро смеркается, и от реки веет прохладой

      • Объяснение нового материала. Запись темы. Последнее предложение синтаксической разминки становится переходом к теме «Безличные глаголы»
      • Запишите для сравнения 2 предложения.

            В зимнюю пору смеркается рано. – В зимнюю пору сумерки наступают рано.

1) Сравните предложения по характеру действия: в каком из них действие совершается без действующего лица? 2) Сравните предложения по строению. В каком из них нет подлежащего? Каким глаголом выражено сказуемое в этих предложениях? 3) Сделайте вывод о строении предложения с безличными глаголами.

      • Работа по усвоению семантики без личных глаголов.

            Распределите глаголы на 2 группы: 1) обозначают состояние природы; 2) обозначают состояние и переживание человека.

            Морозит, смеркается, знобит, лихорадит, нездоровится, темнеет, не спится

            Запишите эти глаголы в прошедшем времени по образцу: морозит – морозило

            Сделайте вывод: 1) Как изменяются безличные глаголы? (по временам); 2) В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени? (только в 3 лице ед. ч.); 3) В каком роде они употребляются, если стоят в прошедшем времени? (только в ср. р.)

      • Упражнение на переконструирование.

Замените в предложениях личные глаголы на безличные (устно).

Мы долго не хотели уходить из леса. – Нам не хотелось уходить из леса.

В этот ясный день мы хорошо работали. – В этот ясный день нам хорошо работалось.

От волнения мы долго не спали. – Нам долго не спалось.

Сделайте вывод: с помощью какого суффикса безличные глаголы образуются от личных?

      • Возвращаемся к последнему предложению синтаксической разминки и делаем вывод о том, что безличные предложения часто встречаются в сложных.
      • Обобщение.

1) Какие глаголы называются безличными?

2) Какими членами предложения бывают?

3) Что обозначают?

4) Как изменяются?

5) Как образуются безличные глаголы от личных?

    • Домашнее задание: § 95; упр. 206

56