Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 281–02–14
Rus
Версия для слабовидящих
Главная УчителямМетодические разработки Обобщение педагогического опыта (Лукманова А.Ф.)

Обобщение педагогического опыта (Лукманова А.Ф.)

Выступление по обобщению положительного педагогического опыта на тему: 

«Современные подходы к обучению работе над ошибками учащихся начальных классов»

учитель начальных классов: Лукманова Альбина Фанузовна

 

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

 Слайд1

         Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.

Лингвисты и психологи подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Таким образом,  задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся.

Слайд 2

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако это возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма.

Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

В начальных классах существуют три линии овладения правописанием:

  • обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;
  • обучение правописанию на основе запоминания;
  • обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.

 Слайд 3

Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её недостаточная  сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90% учащихся, где индивидуальные различия очень велики.

 Слайд 4

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и исправил их.

В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, увеличивается применение орфографического словарика, вводится приём взаимной проверки учащимися письменных работ, углубляется система самопроверки написанного, для чего используются разного рода памятки.

Начиная с начального этапа – обучения грамоте, в процессе звукобуквенного анализа слов, ребёнок знакомится с понятием «опасное место» в слове, так называемые  «ошибкоопасные» места. Учитель формирует у ребёнка зрительную и слуховую память путём письма с проговариванием, прививает навык самоконтроля – проверки и сравнения написанного с образцом.

По мере ознакомления и изучения орфограмм, расширяется и круг деятельности, возникает проблема применения правил на письме.

Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Проверить слово нужно до того, как оно будет написано!

Рассмотрим некоторые приёмы формирования орфографического навыка.

Слайд 5

Учащимся дается установка «Три я»:

Сначала думаю (мыслю), затем выражаю мысль (говорю), только после этого записываю.

Как известно, комментированное письмо выполняет ряд задач:

  • приучает детей внимательно слушать;
  • развивает умение предварительно планировать свою работу;
  • формирует осмысленность и самостоятельность при выполнении заданий;
  • учит ребёнка отбирать из своего умственного багажа нужную информацию.

Слайд 6

Механизм  проведения комментированного письма:

  • учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;
  • один из учеников, работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически, никто не пишет;
  • далее ученик комментирует (объясняет правописание) слова (второе предупреждение);
  • ученики всего класса  внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;
  • если ученик-комментатор затрудняется  объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заменяет другой ученик;
  • Молчание учителя – знак согласия, дети могут писать.

Слайд 7

Очень эффективна работа, связанная с тренировкой памяти: письмо по памяти, письмо по опорным словам. Одновременно развиваются такие виды памяти, как механическая, зрительная, слуховая, зрительно-слуховая память.

Важно сформировать навык письма по памяти по определённому алгоритму:

  • орфоэпическое чтение текста, работа по содержанию;
  • орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор;
  • упражнение в запоминании;
  • орфографическое чтение слов с орфограммами;
  • запись;
  • проверка.

Начиная со 2-го класса, я ввожу новый для детей вид работы – «Работа над ошибками» после письма под диктовку.

Обнаруженные в словах ошибки в работе учащихся зачёркиваю, исправляю, на поле делаю отметку. Работа проводится фронтально. К доске приглашаются учащиеся, допустившие ошибки. Ребёнок пишет слово так, как следует, а затем называет и подчёркивает «опасное» место в слове. Для себя заранее отмечаю слова с нетипичными ошибками. Например, предлагаю детям решить орфографическую задачу – письмо слова с пропущенными буквами. Словарные слова пишем отдельно, составляем словосочетания, предложения (работаем со словарями).

К 3-му классу учащиеся знакомы с целым рядом орфограмм, которые используются в дидактическом материале. Работа над ошибками проводится следующим образом. Допущенные в диктанте ошибки учащихся зачёркиваю, но не исправляю. Даю время на самоанализ работы, классификации допущенных ошибок по орфограммам. Работа строится по заданному учителем порядку определения орфограмм.

На организационном этапе урока сообщаю план работы для учащихся, успешно справившихся с контрольной работой. С целью стимулирования  детям предоставляется возможность выбора заданий: работа по карточкам, упражнения из сборника дидактического материала.  Данная работа оценивается, а учащиеся освобождаются от домашнего задания. Остальные дети после проделанной работы также приступают к упражнениям для закрепления изученного материала.
            Рекомендуются в 4 четверти 3 класса провести ряд обследований учащихся, которые могут дать и индивидуальное, и обобщённое знание об уровне сформированности орфографического навыка учащихся.

Слайд 8

Итак, можно сделать следующий вывод - формирование орфографического навыка занимает важнейшее место в обучении правописанию, поскольку:

  • пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам;
  • позволяет выделить систему ориентиров в орфографических явлениях;
  • способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм;
  • раскрывает способ действия по обнаружению орфографических трудностей;
  • помогает учащимся усвоить орфографическое правило;
  • обеспечивает открытие общего способа действия;
  • формирует творческое мышление учащихся.

Далее я предлагаю Вашему вниманию упражнения, которые использую в работе для формирования у учащихся орфографических умений и навыков.

 Слайды №№ 9-18

- Благодарю за внимание!

51