Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 216–37–10
Rus
Версия для слабовидящих
Сведения об ОО
Главная УчителямМетодические разработки Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников на уроке информатики (Зубаирова Г.Р.)

Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников на уроке информатики (Зубаирова Г.Р.)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

Компьютеры сегодня стоят в каждой школе, информационным технологиям обучают, начиная с младших классов. И как часто мы слышим: стоит ли тратить время на изучение конкретного текстового редактора, если через несколько лет нынешнему ученику придется работать с другим редактором?!

Вопрос в такой формулировке возникает в связи с тем, что мы учим конкретным навыкам работы с конкретным программным средством. И действительно, нужны ли нам сейчас те навыки и умения, которые мы приобрели при работе в Lexicon’е? Но если мы будем учить тому, как представить одну и туже информацию, например, таблицу изменения цен по коммунальным платежам для разных групп населения, то акцент будет сделан на способах подачи материала. Конечно, ученик в этом случае должен будет знать тот же объем материала об инструментах текстового редактора, но… Текстовый редактор будет выступать в роли инструментария, учить школьника будут другому — способам передачи информации в зависимости от аудитории. Этот пример показывает, что необходимо переходить от подхода выработки ЗУНов к компетентностному подходу.

Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации. В рамках проекта было выделено новое направление — «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников и учителей в области ИКТ». Почему необходима разработка нового инструмента для оценки ИКТ–компетентности? Известно, что в 2000г. Европейский совет поставил цели адаптировать европейское образование к потребностям общества. В связи с этим был сформулирован набор основных умений, которыми должен овладеть человек в результате обучения на протяжении всей жизни. Одной из компетентностей, рассматриваемых в программе, является "Цифровая компетентность”. Значение индекса «Информационное общество» по России составляет 1863, что соответствует 40 месту после Швеции, Норвегии, Дании, США. Очевидно, что адаптация российского образования к подобным требованиям общества также необходима.

В публикациях на эту тему, подготовленных педагогическими сообществами, отмечается, что выработка подлинной информационной компетентности учащегося предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. В качестве основы информационной и коммуникационной компетентности выступает комплекс умений, который обозначается термином "большая семерка”. К окончанию школы учащиеся должны достаточно хорошо владеть этими умениями.

Описание умений, входящих в Б7

№1.Определение

Первый шаг решения любой задачи – ее формулировка или определение. Обратимся к реальной ситуации. Вы с другом решили летом поработать в крупной международной компании "Пицца Интернешнал”, которая имеет свои отделения во многих странах. В качестве задания на проверку ваших способностей в этой области вам предложили разработать рецепт новой пиццы, которая будет отвечать местным особенностям и вкусам жителей определенной страны, отличной от вашей собственной.

В чем состоит задача? Какого рода информация мне нужна? В чем состоит наша задача? Что мы должны получить на выходе? В данном случае нам поручено разработать рецепт приготовления пиццы, которая отвечает условиям некой страны. Какого рода информация понадобится для решения этой задачи? На этом этапе процесса Б7 начинается собственно обучение, а задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся действовать эффективно.

Информационные технологии к шагу №1.

  • Веб-страница
  • Онлайновая дискуссия
  • Электронная почта
  • Чат в Интернете

Итак, первый шаг – формулировка или определение задачи с помощью технических средств. В школе учитель может дать ученикам задание, зачитав его в классе или разместив его на некой Веб-странице. Для уточнения сути задания учащиеся тоже могут воспользоваться разными вспомогательными средствами: доской объявлений, электронной почтой, чатом.

№2.Управление

Каковы возможные источники?

Какие из них нам более всего подходят?

Второй шаг Б7 – управление стратегиями поиска информации. Поняв, какого рода информация нам нужна, мы далее решаем, каким способом следует осуществлять информационный поиск. Вопросы на этом этапе будут следующего рода: Каковы возможные доступные источники информации? Учебник? Энциклопедия? Справочная литература в библиотеке? Базы данных на CD-ROM? Эксперты? Интернет? Какие из этих источников отвечают моим потребностям в максимальной степени?

Информационные технологии к шагу №2:

  • Стратегии поиска в Интернете и в базах данных
  • Ключевые слова
  • Предметные рубрики
  • Фразы
  • Булева логика

№3.Доступ

Где расположен каждый источник?

Где внутри каждого из них находится нужная информация?

Третий шаг Б7 (доступ) будет логическим продолжением первых двух. Где находится каждый источник? Как можно на них выйти лично или через Интернет? Где внутри каждого из них находится нужная информация? Грамотное выполнение первого шага уже дает ключ к определению того, какого рода информация окажется адекватной нашей задаче на третьем шаге.

Информационные технологии к шагу №3:

  • Справочные разделы Интернета
  • Подписные базы данных
  • Электронная почта
  • Поисковые системы Интернета

Третий шаг Б7 радикальным образом изменил свой характер с тех пор, как школы, библиотеки и отдельные индивиды подключились к Интернету. С помощью ключевых слов и логических операторов имеется возможность фокусировать поиск и преодолеть избыточность информации, содержащейся в Интернете. В Интернете находится также множество словарей и энциклопедий, расшифровывающих любое понятие, которое может нас интересовать. Подписные базы данных дают нам возможность обращаться через компьютер к текстам статей из научных журналов. С помощью электронной почты можно обратиться за консультацией к коллегам или к другим пользователям, интересующимся сходными проблемами. Каждая поисковая система ориентирована на определенный вид поиска.

№4.Интеграция

Как организовать всю имеющуюся информацию? Как корректно представить результаты анализа?

Шаг №4 (интеграция) по сути своей является творческим. Учащийся должен организовать всю собранную информацию, интегрируя ее со своими прошлыми знаниями и с прошлым опытом. На этой фазе происходит и выбор формы представления результатов. Как будет выглядеть окончательный продукт? На каких пользователей он рассчитан? В каком виде мы его представим?

Информационные технологии к шагу №4:

  • Мультимедийные презентации (PowerPoint, Hyperstudio, KidPix)
  • HTML
  • Вложения электронной почты
  • FTP

Наличие современных информационных и коммуникационных технологий позволяет каждому пользователю представлять свои идеи в электронном виде. Например, в задании на разработку рецепта пиццы можно попросить учащихся разместить их решения в электронной базе данных, используя для этого интерактивную Веб-страницу.

№5.Оценка

Как наилучшим образом использовать каждый источник?

Какая информация в нем наиболее полезна?

После нахождения потенциально полезных источников, учащиеся готовы к пятому шагу Б7 – оценке информации. Как наилучшим образом использовать каждый из имеющихся источников? Какая информация, содержащаяся в нем, будет максимально полезной для нас? При ответе на этот вопрос нужно учитывать не только степень доступности, но степень надежности (документированности) информации.

Информационные технологии к шагу №5:

  • Скачивание и декомпрессия файлов
  • Прямое копирование фрагментов текста
  • Создание заметок с помощью текстового редактора
  • Использование электронных таблиц и баз данных для организации ианализа данных

Современная техника значительно облегчает выполнение пятого шага Б7. Но необходимо, чтобы учащиеся имели представления об авторских правах, плагиате, правилах цитирования. Сейчас очень легко скачивать и копировать материалы из Интернета или из электронных баз данных. Но это вовсе не освобождает нас от овладения умениями фиксировать, организовывать и анализировать данные.

№6.Создание

Можно ли считать задачу решенной?

Отвечает ли полученное решение на исходно поставленный вопрос?

Удалось ли найти авторитетные источники?

Как можно улучшить данный продукт?

Шестой шаг Б7 заключается в создании того, насколько окончательный продукт соответствует условиям исходной задачи. Создание подразумевает эффективность самого процесса решения задачи. Предложите учащимся задать себе вопрос: Как можно усовершенствовать этот процесс? Хотя формально решение задачи уже готово, не мешает подумать о том, насколько успешно мы действовали. Ведь в реальной жизни довольно часто встречаются сходные ситуации.

№7.Передача

Можно адаптировать информацию для конкретных потребностей?

Как грамотно цитировать источники?

Как передать информацию для анализа?

Седьмой шаг Б7 является завершающим. Все этапы решения информационной задачи выполнены.

Формирование и оценка у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:

1) в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (помнить о ней всегда);

2) потребуется изменение дидактических целей типовых заданий (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);

3) на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;

4) формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Рассмотрим задания на развитие умений «определение», «доступ» или «управление»

Изменяющееся общество подталкивает к изменению подачи материала на уроке, дидактических целей типовых заданий, использованию активных методик обучения.

Задание №1. Провести сравнение в представлении различных видов информации в памяти ЭВМ. Выделить сходства и различия в кодировании информации. (Н. Угринович «Информатика и информационные технологии»).

Данное задание направлено на развитие умений «определение информации», а также проверяется умение структурировать информацию по предложенной схеме.

Первая группа будет сравнивать кодирование текстовой и числовой информации, вторая группа - графической и звуковой информации.

На рабочих столах лежат задания группам и итоговые таблицы для заполнения каждым учащимся.

1 группа. Представление текстовой и числовой информации.

Задание. Провести сравнение способов представления в памяти компьютера ТЕКСТОВОЙ и ЧИСЛОВОЙ информации.

Предлагаемы план работы представлен на экране

2 группа. Представление графической и звуковой информации

Задание. Провести сравнение способов представления в памяти компьютера ГРАФИЧЕСКОЙ и ЗВУКОВОЙ информации.

Предлагаемы план работы представлен на экране.

Учащиеся заполняют в тетрадях таблицу.

Способ оценивания

В таблице допускаются сокращенные записи, при условии сохранения их смыслового соответствия.

 

Деятельность Оценка Результат выполненных действий

Управление

высокая

Заполняет таблицу в соответствии с таблицей выше

 

средняя

Допускает одно или два несовпадения по любой позиции в таблице

 

низкая

Заполняет таблицу с тремя или более ошибками

 

 

Задание №2. Создание базы данных. Организация поиска информации в БД.

  1. По заданной структуре таблицы создать БД «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА». Определить первичный ключ таблицы.
  2. В режиме таблицы ввести в БД «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» следующие данные:

 

Выполнить следующие задания

 

Способ оценивания

Оценка задания производится путем сопоставлений с готовыми результатами. Рассматриваются построенные таблицы и результаты запросов. Если запрос сконструирован правильно, но результат не совпадает с тестом из-за ошибки при вводе исходных данных, то данный запрос считается верным.

 

 

Деятельность Оценка Результат выполненных действий

Поиск

высокая

правильно создает структуру таблицы и заполняет её, правильно назначает ключ, а также применяет составленные запросы и проверяет правильность их работы

 

средняя

правильно создает структуру таблицы и заполняет её, допускает одну ошибку в составлении запросов

 

низкая

допускает ошибки в создании структуры таблицы (не все поля учтены, неверно заданы типы, неправильно назначен ключ), ошибки в размещении данных, а также в составлении запросов

 

1614