Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 281–02–14
Rus
Версия для слабовидящих
Сведения об ОУ
Главная УчителямМетодические разработки Урок окружающего мира, 1 класс (Карпова О.В.)

Урок окружающего мира, 1 класс (Карпова О.В.)

Урок окружающего мира

«Где зимуют птицы?»

 

Разработала:

учитель начальных классов

Карпова Оксана Владимировна

 

Учебник.  Плешаков А.А. Мир вокруг нас: 1 класс.- Москва,2004 г.

Цель. 1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных.

  1. Воспитывать заботливое отношение к ним.

Оборудование.  1. Карточки с изображением птиц, зимующих у нас и перелетных, кроссворд, календарь природы.

  1. Магнитофон, запись на кассете «Голоса птиц», электронный диск, компьютер, проектор, экран.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок-

 Начинается урок.

  1. Тема урока.

- Ребята, мы получили последний номер журнала «Календарь природы».

Карточка на доске. Приложение 1

 - О ком он, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

Изображение кроссворда на доске. 

  1. Всех я вовремя бужу,

    Хоть часов не завожу. (Петух)

  1. На когтях на ствол сосновый

    Влез монтер красноголовый.  (Дятел)

  1. Верещуньи, белобоки,

    И зовут их всех … (Сороки)

  1. Ей на месте не сидится:

    Все летает целый день,

    Суетится, суетится,

    Целый день звенит: «Тень- тень!»

    Угадайте, что за птица?

    То веселая… (Синица)

  1. И в лесу, заметьте, дети,

    Есть ночные сторожа.

    Сторожей боятся этих

    Мыши, прячутся дрожа!

    Очень уж суровы

    Филины и … (Совы)

В выделенных клетках - «Птицы».

- Так о ком же мы узнаем из календаря? (О птицах.)

- Ребята, а какая здесь птица лишняя? (Петух, т.к. это домашняя птица.)

- Сегодня на уроке странички нашего календаря помогут нам рассказать много нового и интересного о птицах, которые встречаются в природе. Ответим на вопрос: где зимуют птицы?

Карточка на доске. 

3.Работа над новым материалом.

- Открываем первую страничку нашего календаря. Как она называется?

 «Знакомство»

 Карточка на доске.

- Что это за птичка?

1) Читает ученик.

Хоть я не молоток-

По дереву стучу;

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

Картинка на доске.

- А сейчас на экране посмотрим видеофрагмент об этой птице. Подумайте, почему так говорят: «Дятел - лучший друг леса».

После просмотра дети поясняют:

«Дятел всю жизнь трудится, долбит деревья в поисках личинок».

- Как достает пищу дятел? (Продалбливает отверстие своим носом-долотом и длинным языком легко достает вкусненькое.)

- Дятел не только врач, но и плотник. Он выдалбливает дупла, которые служат домиками для скворцов, мухоловок, синиц и многих других птиц.

 Физкультминутка.

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

(Дети машут руками как крыльями.)

 – А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой и выводит протяжно и звонко свою песенку: «Синь-синь-синь»?

 Аудиозапись звучит.

(Синица.)

Вывешивается картинка на доску.

2) Читает ученик.

- Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой поедаю семена ели и других растений.

- Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты.

- А что любят эти птички? (Несоленое сало.)

- Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них «столовые».

- А что за птичка сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив?»

3) Читает ученик.

- Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями.  Мы главные защитники – сторожа парков и садов. Свое потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

- Это маленькая птичка быстро бегает по стволу вниз головой и привлекает внимание людей. Кто это?

 (Воробей.)

Вывешивается картинка на доску. Приложение 4

- Когда птицы выводят птенцов? (Весной.)     

 - Но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Это птичка КЛЕСТ.

4) Читает ученик.

- Конечно, выводим мы птенцов и весной. Зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот - отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, извлекаем семена.

- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? (Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)

- Этих птиц называют ОСЕДЛЫМИ.

 Вывешивается карточка со словом. Приложение 7

- А каких птиц, зимующих у нас, вы еще знаете? (Галки, вороны, поползни, голуби, сороки, совы…)

- Как называют этих птиц? (Оседлые птицы.)

- Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой.

- Пришла телеграмма от птиц.

Читает ученик.

«Не забывайте о нас, ребята, зимой! Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес».

- Чем можно подкармливать птиц? (Семенами подсолнечника, арбуза, тыквы, крошками белого хлеба.)

- Что страшнее: голод или холод? Почему?

  1. Работа с учебником.

-Открываем 2 страничку нашего календаря.

«Загадки»

Карточка на доске.  Приложение 1

Ответить на них поможет учебник на странице 76.

  1. Встали бра на ходули,

Ищут корма по пути

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавль)

  1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

  1. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно- розовый… (Скворец)

  1. Отгадайте ребус. Что это за птичка?ЛАС. (Ласточка.)

Вывешивается карточка на доске.

5.Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зябкое», как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ.

Картинки с птицами вывешиваются на доску.

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны?  (Это перелетные птицы.)

Вывешивается карточка со словом.

- Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Жаворонки, грачи, чижи, кукушки, цапли, утки, чайки, аисты, лебеди…)

Чтение текста на странице 76 хором.

После чтения учитель задает вопросы по содержанию прочитанного.

- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края.)

- Когда они вновь возвращаются? (Весной.)

-Как называют этих птиц? (Перелетные.)

-Почему их так называют? (Эти птицы  перелетают из одного района Земли в другой.)

Физкультминутка.

-А сейчас поиграем в игру. Если я назову перелетную птицу - вы встаете, поднимая руки вверх, если оседлую - садитесь, опуская руки.

перелетные                                      оседлые

ласточка                                          синица

соловей                                           дятел

жаворонок                                       воробей

зяблик                                             сова

журавль                                           клест

- Молодцы!

-Открываем 3 страничку календаря.

«Почемучка»

Карточка со словом на доске.

- Почему ласточка и журавль улетают в теплые края, а дятел остается зимовать у нас? Воспользуйтесь рисунком.

(Ласточка питается насекомыми, журавль ест лягушек. В холодное время пищи для этих птиц нет. А для дятла зимой есть еда: он кормится семенами сосен и шишек.)

-Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

-Как же это удалось ученым?

Ответ найдете, посмотрев рисунок на странице 77.

( Помогали ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам.)

- На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

  1. Работа в Рабочей тетради.

-Открываем 4 страничку календаря.

«Кому улетать?»

 Карточка на доске.

- Откройте Рабочую тетрадь стр. 32.

 - Птицы спорят, кому улетать в теплые края, а кому оставаться. Помоги им разобраться в этом. У каждой перелетной птицы нарисуй на лапке кольцо. Укажи линиями названия птиц.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

  1. Итог.

- Мы сегодня узнали много интересного из жизни птиц.

Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные.) Назовите их.

- Какие птицы зимуют у нас? Как они называются? (Оседлые.)

- Чем страшна птицам зима? (Голодом.)

- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)

 

Литература

  1. Большая Энциклопедия  Ки рилла  и  Мефодия.- Москва,2007.- Электрон. опт. диск.
  2. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия: Энциклопедия животных.- Москва,2006.- Электрон. опт. диск.
  3. Заикина А.М., Заикин М.С., Заикин С.М. Умные кроссворды.- Москва,1999г.

4.Мавлетов В.С. Рассказы о природе. - Уфа,1999г.

  1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль,1995г.
  2. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс.- Москва,2004г.

127