Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 281–02–14
Rus
Версия для слабовидящих
Сведения об ОУ
Главная УчителямМетодические разработки Урок окружающего мира, 4 класс (Костякова А.В.)

Урок окружающего мира, 4 класс (Костякова А.В.)

Тезисы

Цель моего урока по теме «Полезные ископаемые» в 4 классе: обобщить полученные 
знания учащихся 
о полезных ископаемых. 
Продолжить учить работать в группах, используя коллективное творческое дело. 
Развивая коммуникативные способности у младших школьников. Развивать речь, 
память, мышление. 
Учить охранять и любить свою Родину, преумножать ее богатства.

 

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: Полезные ископаемые

Образовательные цели: 
1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников. 
2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых. 
3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы. 
4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего 
мира.

Воспитательные цели: 
1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру. 
2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

Развивающие цели: 
1. Развитие коммуникативных отношений учащихся. 
2. Развитие речи и памяти учащихся. 

Оборудование:
 полезные ископаемые из раздаточного материала для 
начальной школы 
(железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, 
таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

1. Постановка цели урока 

Физкультминутка
 
Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные 
знания, 
выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым. 
Какие вы полезные ископаемые знаете? 
Почему их называют полезными ископаемыми? 
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди 
добывают из 
глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. 
Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк 
на самом деле очень близки между собой. 
Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы 
познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми. 
Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются 
человеком от её каменной оболочки. 
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле 
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, 
обеспечивают 
безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные 
ископаемые 
необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. 
Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, 
а ваша задача разбить их на 3 группы. 
По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет… 
Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые? 
1.Горючие полезные ископаемые. 
2.Рудные полезные ископаемые. 
3. Строительные полезные ископаемые. 
Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, 
а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к 
соответствующей группе. 
…продолжит рассказ о граните по ЛОСу. 

Приложение1


Что образуется при разрушении гранита из кварца? 
Песок. 
О песке нам расскажет… 
Во что превращается полевой шлам и слюда? 
В глину. 
О глине нам расскажет… 
Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, 
которая ценится за пределами Республики. 
Об известняке нам расскажет… 
В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены 
домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, 
за что Москву и прозвали белокаменной. 
О железной руде расскажет… 

Приложение2


Кто же добывает полезные ископаемые? 
Прочитаем о геологах. 
Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает… 
Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. 
Наиболее крупные месторождения железной руды находится в 
карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок 
железной руды на карте). 
Они транспортируются по железной дороге на 
Белорецкий металлургический 
комбинат (флажок). 
Белорецкий сталепроволочный комбинат - варят сталь 
и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для 
операций глаза до троса. 
Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку. 
О каменном угле узнаем с вами из сообщения… 
По опорному листку расскажет… 

Приложение 3


В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены 
в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля). 
О нефти расскажет… 
По ЛОС расскажет… 

Приложение 4


Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ 
деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти). 
В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. 
(флажок и значок нефти). 
В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте). 
Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе 
(это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё 
производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области. 
Мы арендуем только землю - это выгодно, так как платят только 
за землю, а за нефть не платят. 
На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской 
нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко 
в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет 
вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть 
до конца.

Потрудились – отдохнём 
Встанем глубоко вздохнём 
Руки в стороны, вперёд 
Влево, вправо поворот 
Наклонились, прямо встали 
Руки вниз и вверх подняли 
Руки плавно опустили 
Всем улыбки подарили.

Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых. 
Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным 
гранит 
песок 
глина 
известняк
 
к рудным полезным ископаемым? 
железная руда
 
и, наконец, к горючим полезным ископаемым? 
каменный уголь 
нефть.

Поработали, пора и отдохнуть. 
Солнце небо греет слабо, 
(руки вверх и вниз) 
По ночам трещит мороз, 
(руки на пояс, наклоны в стороны) 
Во дворе у Снежной Бабы 
(руки на пояс, поворот вокруг себя) 
Побелел морковный нос. 
(дети показывают на нос) 
В речке стала вдруг вода 
Неподвижна и тверда. 
(прыжки на месте) 
Вьюга злится, 
Снег кружится, 
(дети кружатся) 
Заметает всё кругом 
Белоснежным серебром. 
(имитируют движения руками)

Викторина 
Дети, вам были даны вопросы викторины. 
Давайте проверим, как вы 
к ней подготовились. 
Кроссворд Отгадаем кроссворд 

Приложение 6


По горизонтали 
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? 
Он замечательно пел 
старинную песенку и всегда знал, что готовят 
на обед в каждом доме. 
Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное 
ископаемое 
из чего был сделан горшочек? Глина. 
2.Бела, кристаллическая, твердая порода, 
применяется для облицовки 
лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 
Мрамор. 
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй ...., пока горячо». 
Железо. 
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» 
каменного угля. 
Торф. 
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. 
Песок.

По вертикали 
1. С итальянского языка название этого ископаемого 
переводится как 
«зернистый»? 
Гранит. 
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. 
Мел. 
3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - 
мел, мрамор. 
Известняк. 
4. это полезное ископаемое нельзя тушить водой. 
Нефть.

Беседа по прочитанному 
Для чего добывают полезные ископаемые? 
Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде. 
Как вы думаете, почему нужно бережно использовать 
полезные ископаемые? 
Прочитаем об этом на с.51 … 
Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на 
нашей планете? 

Письменный опрос
 а) Тест «Полезные ископаемые». 

Приложение 7

На листочках у детей. 
1. 4. 
1) 1) 
2) 2) 
3) 3)

2. 5. 
1) 1) 
2) 2) 
3) 3)

3. 
1) 
2) 
3) 
- Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа 
поставьте знак «+» 
Проверка с доски. 
Кто выполнил правильно без единой ошибки? 
Молодцы! 
б) Фронтальный письменный опрос. 
На доске под номерами записаны названия различных свойств 
полезных ископаемых. 
1. вариант - выбирает из предложенного списка свойства 
каменного угля и песка. 
2. вариант - свойства нефти и железной руды.

На листочках 
1 вариант. 
каменный уголь: 1, 4, 5, 7 
песок: 2, 4, 6,10, 9; 
2 вариант. 
нефть: 1, 3, 8,11 
железная руда: 2, 4, 5, 14.

Составление таблицы. 
На парте полезные ископаемые. 
Показывают образцы полезных ископаемых. 
Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и 
сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу. 
(показывают гранит) 
Как называется это полезное ископаемое. 
Основные его свойства? 
(зернистый, твердый и прочный) 
Где используется? 
(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, 
отделка станций метро). 
Каменный уголь 
Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. 
Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи. 
Нефть 
Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча. 
Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический 
спирт. 
Железная руда
 
Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические 
предметы. 
Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы… 
Песок
 
В виде крупинок, сыпучий. 
Дороги, стекло.

Итог 
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе 
нет ничего бесполезного. 
Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. 
Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения 
полезных ископаемых. 
К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя 
восстановить. 
Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! 
Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. 
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. 
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это 
возможно вместо неё применяют пластмассу. 
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали. 
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. 
Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых 
организмов. Это удивительно! 
Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, 
когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. 
Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. 
И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. 
Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой 
и живой природой, между природой и человеком! 
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? 
- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим 
экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит 
решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности 
полезных ископаемых.

 

Приложение 1

 

Гранит


1. Все природные богатства, которые люди добывают из земли 
или её поверхности, называются полезными ископаемыми. 
Большое скопление полезного ископаемого в земле называется месторождением. 
Полезные ископаемые бывают: горючие - нефть, уголь; рудные - 
из них получают металлы; строительные, применяемые в строительстве, 
песок, камень. 
2. Полезные ископаемые добывают в карьерах или шахтах. 
Карьер? Большое углубление в земле, образуется при добыче 
полезных ископаемых, залегающих неглубоко - сверху. 
Если полезное ископаемое залегает глубоко, то его добывают в 
шахтах. В шахтах работают шахтёры. Труд шахтёров очень почётен (?), 
но и опасен. 
3. Гранит - одно из самых распространённых полезных 
ископаемых на земле и часто образует целые горы. 
Гранит - слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». 
Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда - 
они разного цвета. 
При разрушении гранита из кварца образуется песок, 
а полевой шпат и слюда превращаются в глину, которых много на земле. 
Песок и глина-это остатки разрушенных гор. 
Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при 
строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

 

Приложение 2

 

Железная руда


1. Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она 
привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. 
Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят 
сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл. 
2. Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, 
автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, 
оружие и многие другие нужные предметы. 
Часть чугуна из доменной печи идёт на отливку частей станков, 
батарей отопления, сковородок и др. 
3. Скопления руды в земле называются месторождением. 
На карте месторождение железной руды обозначается тёмным треугольником. 
Крупнейшими месторождениями у нас считаются: 
Магнитогорское и Курское, а также около города Братска. 
Поиском месторождений занимаются геологические экспедиции. 
Геолог - очень нужная и интересная профессия.

 

Приложение 3

 

Каменный уголь


1. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков 
отмерших растений. За твёрдость его называют каменным. 
2. Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости 
от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, 
но она очень опасна. 
3. Свойства каменного угля. 
Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий - 
при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля - 
он хорошо горит, выделяя много тепла. 
4. Главным образом каменный уголь используется как топливо для 
получения тепла и электроэнергии. Свет в дома приходит 
с электростанций, где сжигают уголь. Горячая вода для людей 
часто нагревается в котельных, работающих на угле. 
Поезда на железных дорогах и станки на заводах работают на 
электроэнергии, полученной при сжигании угля. 
Скопление угля в земле называется месторождением. 
Месторождения на карте обозначаются чёрным квадратом. 
Крупнейшие месторождения угля в стране: Печорское (у реки Печора), 
Донецкое, Кузбасс - около города Кузнецка (Кузнецкий бассейн).

 

Приложение 4

Нефть


1. Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую 
жидкость, которую на Руси называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, 
получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки 
(осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. 
Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, 
где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. 
Это была нефть. 
2. Нефть - жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, 
она легче воды, но главное её достоинство - она хорошо горит, за что 
её и ценят. 
3. Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам 
выкачивают насосами - качалками. Скважины обычно бывают глубиной 2 - 3 км, 
хотя есть и глубже. От скважин по трубам - нефтепроводам, 
нефть подаётся на нефтеперерабатывающие заводы, 
где из неё изготавливают различные вещества. 
4. Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: 
бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. 
Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, 
полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для 
бомб и снарядов. 
Нефть и продукты её переработки перевозятся также в цистернах 
по железным дорогам и на специальных кораблях - танкерах. 
Корабль - танкер имеет много отсеков - танков - для устойчивости и 
безопасности. 
5. Месторождения нефти на карте обозначаются тёмными 
вышками-треугольниками. 
Крупнейшие месторождения, где добывается нефть, являются 
между рекой Волгой и Уральскими горами (Волго - Уральское), 
и в Западной Сибири за Уральскими горами. 

Приложение 5

 


Викторина


1. Про это ископаемое Пётр I сказал: «Сей минерал, ежели не 
нам, то нашим потомкам полезен будет». 
Каменный уголь 
2. Караганда по-казахски 
«кара» - черный 
«ганда» - земля 
3. Плоды, какого растения растут на торфяных болотах, 
человек употребляет их в пищу? 
Клюкву 
4. Какие металлы называют черными? 
Железо, чугун и сталь. 
5. Что такое домна? 
Это печь для выплавки чугуна из железной руды. 
6. Из чего состоит гранит? 
Из кварца, слюды и полевого шлама. 
7. Что делают из песка? 
Оконное стекло, электрические лампочки. 
8. Какой драгоценный камень является известняком? 
Жемчуг 
9. Где научились делать фарфоровую посуду сотни лет назад? 
Как называется эта глина? 
В Древнем Китае. Эта глина называлась «Као-линь», каолиновая.

 

Приложение 6

По горизонтали: 
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно 
пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. 
Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое 
из чего был сделан горшочек? 
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки 
лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй ...., пока горячо». 
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. 
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. 
По вертикали: 
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как 
«зернистый»? 
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. 
4. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - 
мел, мрамор. 
5. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.

 

Приложение 7

 

Тема: Полезные ископаемые


1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных 
ископаемых в природе? 
1) врачи; 
2) геологи; 
3) строители. 
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? 
1) песок, глина; 
2) гранит, торф; 
3) каменный уголь, поваренная соль. 
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом? 
1) оловянная и медные руды; 
2) каменный уголь, природный газ; 
3) графит, сера. 
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? 
1) мрамор, гранит; 
2) природный газ, нефть; 
3) золото, 
5.3ачем мы собираем металлолом? 
1) мы сохраняем запасы руды; 
2) очищаем территорию от мусора; 
3) участвуем в соревновании между классами.

 

Приложение 8

Полезные ископаемые. 
1. Каменный уголь, нефть, торф называют горючими ископаемыми, 
так как _______________________________________________________ 
_________________________________________________ 
2. Свойства горючих ископаемых 
1. Уголь. 
2. Торф. 
3. Нефть. 
A) Жидкость маслянистая, похожая на деготь. 
Б) Красно-коричневый, чёрный цвет. 
cool Жидкий, прозрачный. 
Г) Чёрного цвета, твердый, хрупкий. 
Д) Плотный, буро-коричневый, не блестит. 
Ответ: 1_________2_________3_______ 
3. Основные свойства угля, нефти, торфа. 
A) Легкость 
Б) Вязкость 
В) Горючесть 
4. Из нефти получают:_______________________________________________________ 
_____________________ 
___________________________________________________________________________ 
_________

5. Каменный уголь необходим для ____________________________________________ 
___________ 
____________________________________________________________________________ 
_________

 

Приложение 9

1. Полезными ископаемыми называют___________________________________________ 
___________________

____________________________________________________________________________ 
___________________

2. Месторождение это________________________________________________________ 
__________________ 
____________________________________________________________________________ 
_________________

3. Алюминий выплавляют из __________________________________________________ 
_________________

____________________________________________________________________________ 
________________

4. Железная руда состоит: 
А) из остатков отмерших растений 
Б) в виде скоплений в земле 
5. Места добычи железной руды_______________________________________________ 
________________ 
____________________________________________________________________________ 
_______________ 
6.Из железной руды получают_________________________________________________ 
____ 
____________________________________________________________________________ 
_________________________

155