Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 216–37–10
Rus
Версия для слабовидящих
Сведения об ОО
Главная УчителямМетодические разработки Урок русского языка (Козина Н. Ю.)

Урок русского языка (Козина Н. Ю.)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

 

«Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»

 

Разработала: 
учитель начальных классов 
Козина Наталья Юрьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс, 1ч.- Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2006.

Цель: 

  • познакомить с правописанием удвоенных согласных на стыке приставки и корня; 
  • развивать орфографическую зоркость; 
  • расширять, кругозор, обогащать словарный запас; 
  • воспитывать интерес и любовь к искусству.

Оборудование: карточки с предложениями, табличка словарного слова «галерея», карточка графического изображения орфограммы, репродукция картины К. Брюллова «Всадница», фотографии художественного музея Третьяковской галереи. 
Новое понятие: удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

 

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

На уроке мы будем писать, 
Делать выводы и рассуждать. 
А чтобы урок пошел каждому впрок, 
Активно в работу включайся, дружок!

Откройте тетрадь, запишите дату. 
(Мотивационный компонент урока. Создание ситуации успеха, доверия.)

2. Актуализация знаний.

- Какие части слова вы уже знаете? 
+ Приставка, корень, суффикс, окончание. 
- Что называется корнем слова? 
+ Общая часть родственных слов называется корнем. 
- Что называется приставкой? 
+ Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 
- Есть ли секреты в правописании приставок? 
+ В приставках гласные в слабой по-зиции пишутся так же, как и в сильной. 
Правописание приставок нужно запомнить. 
Приставки со словами пишутся слитно. 
Каждая приставка несет смысловое значение. 
- Прочитайте предложения. 
Аккуратно ведите тетрадь! 
В субботу пойдем на каток? 
Миша прочитал рассказ.
 
- Какие это предложения по цели высказывания? 
+ Побудительное, вопросительное, повествовательное. 
- В каких словах данных предложений имеются удвоенные согласные? 
+ Аккуратно, в субботу, рассказ. 
- Запишите их в тетрадь. 
- В какой части слова находятся удво-енные согласные? Обозначьте. 
+ Аккуратно, в субботу, рассказ.

3.Постановка проблемного вопроса.

Всегда ли удвоенные согласные на-ходятся только в корне слова? 
В какой части слова находятся удвоенные согласные в слове рассказ
Учащиеся высказывают свои мнения. Проблемный вопрос вывешива-ется на доску в виде карточки.

4. Поиск решения. 
Открытие новых знаний. 
а) Определим в слове рассказ его части. 
- Как определить корень слова? 
+ Подбором однокоренных слов. 
Рассказ 
1) сказочка, сказать. 
- Как найти приставку в слове? 
+ Подбираем слова с такой же приставкой. 
2) расписание, распределение. 
Значит, в слове рассказ приставка рас- 
- Какой буквой оканчивается при-ставка? 
+ Буквой с
- С какой буквы начинается корень? 
+ С буквы с
- Так почему же в слове рассказ 
пишется удвоенная согласная буква? 
+ Одной буквой с оканчивается 
приставка, а с другой буквы с начинается корень. 
- Ребята, как вы думаете, это орфограмма? 
+ Да. 
- Придумайте название для этой орфо-граммы.

б) Откройте учебник на странице 108 
и прочитайте название данной орфо-граммы. 
+ Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. 
- Что значит стык
- Место, где вплотную соединяются 
предметы, в частности приставка и 
корень. 
в) Выполняем упражнение 158. 
- Прочитайте задание, работаем по «шагам». 
* Попробуй объяснить, почему в этих словах пишется удвоенная согласная 
буква. 
• Запиши. Выдели корень и приставку, подчеркни удвоенные согласные.

рассудить 
рассвет 
рассердился 
рассказ

Выслушиваются предположения детей. 
Работа по учебни-ку. 
Работа в тетрадях.

5.Физминутка-игра.

Если в корне долгий звук, 
Я должна услышать... (хлопок в ладоши 
с показом). 
Коль в приставочке и в корне, 
Приседайте на здоровье.

Аллея, рассказ, дрессировка, рассудить, 
бассейн, рассвет, телеграмма.

6. Первичное закрепление.

а) Выполняем упражнение 159. 
* Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная со-гласная буква.

Рассыпать, рассмотреть, 
рассвирепел, расследование, 
оттащу, ссохлись.

- Что значит, объяснить орфограмму 
графически? 
+ Сделать необходимые обозначения, 
чтобы было понятно написание: подчеркнуть последнюю букву приставки и первую букву корня, обозначить части слова. 
- Рассмотрите образец в учебнике. 
Образец записи: рассвирепел 
с с 
-Такое графическое обозначение имеет данная орфограмма.

- Работаем с комментированием по «це-почке».

Дополнительное задание: обозначить в словах все знакомые орфограммы. 
б) А сейчас на несколько минут мы 
станем учеными-исследователями 
русского языка, т.е. языковедами.

Исследовать мы будем слова из 
упражнения 160. Мальчики должны найти слова с удвоенной согласной буквой в корне слова, а девочки - на 
стыке приставки и корня. Слова записываем в столбик, обозначая орфограмму. Работаем в тетради и у доски. 
- Чья же исследовательская лаборатория работает лучше?

Мальчики Девочки 
массаж рассмешил 
кроссворд оттолкнул 
аттестат оттаял 
одноклассник оттуда

- Молодцы, исследовательская лаборато-рия поработала отлично. 
- Выносим наше решение. Всегда ли удвоенные согласные пишутся в корне слова? 
+ Нет. 
- В каких случаях это происходит? 
+ Если одной из удвоенных согласных заканчивается приставка, а с другой начинается корень. 
- Приведите примеры слов с такой орфограммой. 
- Обратите внимание на обозначение данной орфограммы. 
- А мы идем дальше. Работа по учебни-ку.

Графическое обо-значение вывеши-вается на доску.

Качественная оценка деятельно-сти учащихся. 
Поддерживание си-туации успеха.

7.Словарная работа.

Что такое галерея
Как вы понимаете значение этого слова? 
Галерея – 
1) узкое помещение, соединяющее части здания; 
2)верхний ярус театра; 
3)длинный подземный ход; 
4) художественный музей.
 
Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, написание которых надо запомнить.

Вывешивается табличка со словом.

8. Выборочное списывание.

Познакомимся с текстом упражнения 162 «На выставке живописи». 
Прочитает вслух... 
На выставке живописи. В субботу наш класс побывал в Третьяковской га-лерее. Мы хотели посмотреть карти-ны русских художников. Осмотр нача-ли с коллекции работ Карла Брюллова. Я долго стоял у известной картины «Всадница», поэтому другие рассмот-рел не очень хорошо. 
- В каком из четырех значений упот-реблено слово галерея! 
+ Художественный музей. 
- Посмотрите, вот она – Третьяковская галерея. 
- А кто из вас был в галерее? 
- Вспомним правила поведения в му-зеях. 
+ Не шуметь, внимательно рассматри-вать произведения искусств, слушать экскурсовода. 
- Что хотели посмотреть ребята? 
+Картины русских художников. 
- С чего начали осмотр? 
+ С работ Карла Брюллова. 
- У какой картины долго стоял мальчик? 
+ «Всадница». 
- Почему? 
+ Наверное, она ему очень по-нравилась. 
- А теперь и вы тоже можете ей полюбоваться. 
- Прочитайте слова к данным орфограммам.

1) В субботу, класс, 
с коллеции, Брюллов. 
2) Рассмотрел. 
3) Русских. 
4) Побывал, посмотреть, осмотр. 
-Запишите.

Чтение текста одним из учеников.

Показ фотографий.

Рассматривание репродукции.

Использование метода контроля и самоконтроля.

9.Итог урока.

- Определите главную мысль урока. 
+ Есть слова, в которых при встрече приставки и корня пишутся удвоенные согласные буквы. Регулирующий момент урока. Вы-звать у детей чув-ство радости, удовлетворенности от урока.

10. Домашнее задание. С.111,упр.5

1026