Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 281–02–14
Rus
Версия для слабовидящих
Главная УчителямМетодические разработки Урок русского языка (Козина Н. Ю.)

Урок русского языка (Козина Н. Ю.)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

 

«Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»

 

Разработала: 
учитель начальных классов 
Козина Наталья Юрьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс, 1ч.- Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2006.

Цель: 

  • познакомить с правописанием удвоенных согласных на стыке приставки и корня; 
  • развивать орфографическую зоркость; 
  • расширять, кругозор, обогащать словарный запас; 
  • воспитывать интерес и любовь к искусству.

Оборудование: карточки с предложениями, табличка словарного слова «галерея», карточка графического изображения орфограммы, репродукция картины К. Брюллова «Всадница», фотографии художественного музея Третьяковской галереи. 
Новое понятие: удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

 

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

На уроке мы будем писать, 
Делать выводы и рассуждать. 
А чтобы урок пошел каждому впрок, 
Активно в работу включайся, дружок!

Откройте тетрадь, запишите дату. 
(Мотивационный компонент урока. Создание ситуации успеха, доверия.)

2. Актуализация знаний.

- Какие части слова вы уже знаете? 
+ Приставка, корень, суффикс, окончание. 
- Что называется корнем слова? 
+ Общая часть родственных слов называется корнем. 
- Что называется приставкой? 
+ Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 
- Есть ли секреты в правописании приставок? 
+ В приставках гласные в слабой по-зиции пишутся так же, как и в сильной. 
Правописание приставок нужно запомнить. 
Приставки со словами пишутся слитно. 
Каждая приставка несет смысловое значение. 
- Прочитайте предложения. 
Аккуратно ведите тетрадь! 
В субботу пойдем на каток? 
Миша прочитал рассказ.
 
- Какие это предложения по цели высказывания? 
+ Побудительное, вопросительное, повествовательное. 
- В каких словах данных предложений имеются удвоенные согласные? 
+ Аккуратно, в субботу, рассказ. 
- Запишите их в тетрадь. 
- В какой части слова находятся удво-енные согласные? Обозначьте. 
+ Аккуратно, в субботу, рассказ.

3.Постановка проблемного вопроса.

Всегда ли удвоенные согласные на-ходятся только в корне слова? 
В какой части слова находятся удвоенные согласные в слове рассказ
Учащиеся высказывают свои мнения. Проблемный вопрос вывешива-ется на доску в виде карточки.

4. Поиск решения. 
Открытие новых знаний. 
а) Определим в слове рассказ его части. 
- Как определить корень слова? 
+ Подбором однокоренных слов. 
Рассказ 
1) сказочка, сказать. 
- Как найти приставку в слове? 
+ Подбираем слова с такой же приставкой. 
2) расписание, распределение. 
Значит, в слове рассказ приставка рас- 
- Какой буквой оканчивается при-ставка? 
+ Буквой с
- С какой буквы начинается корень? 
+ С буквы с
- Так почему же в слове рассказ 
пишется удвоенная согласная буква? 
+ Одной буквой с оканчивается 
приставка, а с другой буквы с начинается корень. 
- Ребята, как вы думаете, это орфограмма? 
+ Да. 
- Придумайте название для этой орфо-граммы.

б) Откройте учебник на странице 108 
и прочитайте название данной орфо-граммы. 
+ Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. 
- Что значит стык
- Место, где вплотную соединяются 
предметы, в частности приставка и 
корень. 
в) Выполняем упражнение 158. 
- Прочитайте задание, работаем по «шагам». 
* Попробуй объяснить, почему в этих словах пишется удвоенная согласная 
буква. 
• Запиши. Выдели корень и приставку, подчеркни удвоенные согласные.

рассудить 
рассвет 
рассердился 
рассказ

Выслушиваются предположения детей. 
Работа по учебни-ку. 
Работа в тетрадях.

5.Физминутка-игра.

Если в корне долгий звук, 
Я должна услышать... (хлопок в ладоши 
с показом). 
Коль в приставочке и в корне, 
Приседайте на здоровье.

Аллея, рассказ, дрессировка, рассудить, 
бассейн, рассвет, телеграмма.

6. Первичное закрепление.

а) Выполняем упражнение 159. 
* Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная со-гласная буква.

Рассыпать, рассмотреть, 
рассвирепел, расследование, 
оттащу, ссохлись.

- Что значит, объяснить орфограмму 
графически? 
+ Сделать необходимые обозначения, 
чтобы было понятно написание: подчеркнуть последнюю букву приставки и первую букву корня, обозначить части слова. 
- Рассмотрите образец в учебнике. 
Образец записи: рассвирепел 
с с 
-Такое графическое обозначение имеет данная орфограмма.

- Работаем с комментированием по «це-почке».

Дополнительное задание: обозначить в словах все знакомые орфограммы. 
б) А сейчас на несколько минут мы 
станем учеными-исследователями 
русского языка, т.е. языковедами.

Исследовать мы будем слова из 
упражнения 160. Мальчики должны найти слова с удвоенной согласной буквой в корне слова, а девочки - на 
стыке приставки и корня. Слова записываем в столбик, обозначая орфограмму. Работаем в тетради и у доски. 
- Чья же исследовательская лаборатория работает лучше?

Мальчики Девочки 
массаж рассмешил 
кроссворд оттолкнул 
аттестат оттаял 
одноклассник оттуда

- Молодцы, исследовательская лаборато-рия поработала отлично. 
- Выносим наше решение. Всегда ли удвоенные согласные пишутся в корне слова? 
+ Нет. 
- В каких случаях это происходит? 
+ Если одной из удвоенных согласных заканчивается приставка, а с другой начинается корень. 
- Приведите примеры слов с такой орфограммой. 
- Обратите внимание на обозначение данной орфограммы. 
- А мы идем дальше. Работа по учебни-ку.

Графическое обо-значение вывеши-вается на доску.

Качественная оценка деятельно-сти учащихся. 
Поддерживание си-туации успеха.

7.Словарная работа.

Что такое галерея
Как вы понимаете значение этого слова? 
Галерея – 
1) узкое помещение, соединяющее части здания; 
2)верхний ярус театра; 
3)длинный подземный ход; 
4) художественный музей.
 
Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, написание которых надо запомнить.

Вывешивается табличка со словом.

8. Выборочное списывание.

Познакомимся с текстом упражнения 162 «На выставке живописи». 
Прочитает вслух... 
На выставке живописи. В субботу наш класс побывал в Третьяковской га-лерее. Мы хотели посмотреть карти-ны русских художников. Осмотр нача-ли с коллекции работ Карла Брюллова. Я долго стоял у известной картины «Всадница», поэтому другие рассмот-рел не очень хорошо. 
- В каком из четырех значений упот-реблено слово галерея! 
+ Художественный музей. 
- Посмотрите, вот она – Третьяковская галерея. 
- А кто из вас был в галерее? 
- Вспомним правила поведения в му-зеях. 
+ Не шуметь, внимательно рассматри-вать произведения искусств, слушать экскурсовода. 
- Что хотели посмотреть ребята? 
+Картины русских художников. 
- С чего начали осмотр? 
+ С работ Карла Брюллова. 
- У какой картины долго стоял мальчик? 
+ «Всадница». 
- Почему? 
+ Наверное, она ему очень по-нравилась. 
- А теперь и вы тоже можете ей полюбоваться. 
- Прочитайте слова к данным орфограммам.

1) В субботу, класс, 
с коллеции, Брюллов. 
2) Рассмотрел. 
3) Русских. 
4) Побывал, посмотреть, осмотр. 
-Запишите.

Чтение текста одним из учеников.

Показ фотографий.

Рассматривание репродукции.

Использование метода контроля и самоконтроля.

9.Итог урока.

- Определите главную мысль урока. 
+ Есть слова, в которых при встрече приставки и корня пишутся удвоенные согласные буквы. Регулирующий момент урока. Вы-звать у детей чув-ство радости, удовлетворенности от урока.

10. Домашнее задание. С.111,упр.5

69