Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 281–02–14
Rus
Версия для слабовидящих
Главная УчителямМетодические разработки Урок литературы, 2 класс (Милованцева Л. А)

Урок литературы, 2 класс (Милованцева Л. А)

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: В гостях у чудищ. К.Бальмонт « У чудищ ». 
Цели:

  • работа с лексикой, стилем стихотворения;
  • знакомство с произведением К. Бальмонта;
  • Воспитывать любовь к сказкам разных видов;
  • Знакомство с художниками и композиторами, изображающими нечистую силу.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Свиридова В.Ю.
  • репродукция И. Билибина 
  • музыкальные фрагменты : А.К.Лядова « Баба Яга», 
    М.П. Мусоргский « Картинки с выставки» часть №9 
    П.И. Чайковский « Баба Яга»
  • фрагменты мультфильма «Летучий корабль», «Там на неведомых дорожках…»

Ход урока:

1.Беседа.

  • « Вот север тучи нагоняя 
    Вздохнул, завыл 
    И вот сама 
    Идет волшебница зима….»
  • Ребята, а чем радует зима?
  • Чем она отличается от других времен года?
  • Какие стихи вы читали о зиме? Каких авторов?
  • Рассмотрите ленту времени на страницах учебника.
  • В какое время написано стихотворение по ленте?
  • Какие забавы у детей были в то время?
  • Откуда вы знаете, что дети любили слушать сказки? ( из стихотворения И.З.Сурикова « Детство» стр.114)
  • Какие сказки любили слушать дети: бытовые, волшебные, о животных?
  • Почему? (вера в лучшее)
  • А вы, какие сказки любите?
  • Чем же так завораживают, пленяют волшебные сказки? (происходят чудеса, волшебство)
  • Кто совершает подвиги в сказках? ( Иван-царевич)
  • А какой это герой? Опишите.
  • Где чаще закручиваются события: в пустыне, в лесу, на небе?
  • В каком лесу? (таинственном, мрачном)
  • А почему в лесу не чудесном и прекрасном, а в лесу мрачном и жутком?
  • Кто еще принимает участие в волшебных сказках? (Баба-Яга, Леший…)
  • Как назвать их? (Нечистая сила)

Показ фрагмента «Там на неведомых дорожках…»

  • Чудовище» от какого слова? (Чудо)
  • А что такое чудо?
  • Скажите, чудо – светлое или мрачное?

Видеофрагмент о Бабе-Яге мультфильма «Гуси-лебеди»

  • « Там на неведомых дорожках 
    Следы невиданных зверей. 
    Избушка там, на курьих ножках 
    Стоит без окон, без дверей… 
    Там ступа с Бабою Ягой 
    Идет-бредет сама собой…»
  • Ребята, как вы себе представляете Бабу Ягу?
  • Послушайте музыкальный фрагмент А.К.Лядова « Баба Яга»
  • Какая музыка звучит?
  • А какими красками вы бы изобразили Бабу Ягу? ( вывешиваются репродукция с изображением Бабы Яги художника И.Билибина (рисунок 1)
  • Страшно? Жутко?
  • А зачем тогда нужны в волшебных сказках чудища? (Они создают препятствия главным героям)
  • Для чего нужны препятствия в сказке? (Совершать подвиги)
  • А для чего подвиги? ( Заслужит герой или нет звания «герой»)
  • В сказке всегда есть противопоставление добра и зла, темного и светлого. Хотите отправиться в гости к чудищам? (да) Тогда в путь.

Физминутка

  • Сегодня мы познакомимся со стихотворением Константина Бальмонта « У чудищ». 
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь? А кто главные герои? 
  • Какое настроение будет после прочтения стихотворения? Выберите подходящее определение: 
    ( На доске даны надписи: веселое мрачное грустное 
    игривое жуткое печальное 
    шутливое страшное лирическое 
    (Дети выбирают надпись и объясняют свой ответ. По выбору детей включается музыкальный фрагмент веселый, мрачный или грустный.)

Работа над стихотворением.Стр. 94

Первичное чтение стихотворения учителем, затем читает ученик.

  • Первичное чтение стихотворения учителем, затем читает ученик.
  • Совпадает ли настроение после прочтения с предполагаемым? 
  • Прочитайте мрачно, жутко. 
  • Соответствует мрачное настроение лексике и стилю стихотворения? 
  • Почему не читается мрачно? 
  • А какие предметы описываются в стихотворении? (Жемчуга, шапка-невидимка) 
  • Что это за предметы?(волшебные) 
  • Они вызывают у вас страх? 
  • Как нужно читать стихотворение? Прочитайте. 
  • Кто главный герой? Мальчик, юноша, мужчина? Докажите.(Крутит ус) 
  • Какой это герой? Опишите его.(Начитанный, озорной, «Стянул две нитки бус») 
  • Зачем он пошел к чудищам? (За тайнами) 
  • Скажите, вам страшно за главного героя?( Но я был в шапке..) 
  • Как проводит время Баба Яга? (обводит вокруг пальца) 
  • Что напоминает стихотворение? (Сказку) 
  • А почему он отправился к темным силам за тайнами? ( За вдохновением)
  • Это загадка жизни. Кому-то нужна спокойная река, а другим – водопады. Один наблюдает за плавно плывущими облаками, а другие поднимаются под облака для прыжка с парашютом. Многих композиторов вдохновляли такие сказки. Послушайте музыкальный фрагмент П.И. Чайковского «Баба Яга». Какие чувства вас захватывают?
  • Посмотрите фрагмент мультфильма « Летучий корабль » (фрагмент частушки Бабок Ёжек)
  • Такая Баба Яга, как в стихотворении?
  • Прочитайте соответствующе. 


4. Заключение.

  • Давайте вспомним, каких композиторов мы слушали и репродукцию каких художников рассматривали на уроке.
  • Посмотрите еще один фрагмент мультфильма « Летучий корабль» (песенка Водяного)
  • Узнали героя фрагмента? Какой он? 
  • Добро многому учит людей, а чудища могут чему-то научить?
  1. Итог.
  • С каким произведением мы познакомились на уроке? 
  • В гостях у кого мы побывали? 
  • Добро многому учит людей, а чудища могут чему-то научить?

6.Дома: стихотворение стр.94 наизусть

101