Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 281–02–14
Rus
Версия для слабовидящих
Главная УчителямМетодические разработки Открытый урок окружающего мира, 2 класс (Иванова А. П.)

Открытый урок окружающего мира, 2 класс (Иванова А. П.)

Иванова А.П.

 

«Формы земной поверхности. Водоемы».



Урок окружающего мира во 2 классе.

Цели урока: 
1. Дидактические:

  • дать детям понятие основных форм земной поверхности;
  • познакомить со строением холмов и гор;
  • познакомить учеников с видами водоемов;
  • научить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
  • сравнить реку и озеро.

2. Развивающие: - способствовать развитию творческого, логического мышления на 
основе наблюдения и сравнения. 
3. Воспитательные: - воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через 
изучение природы родного края; воспитывать экологическое 
отношение к окружающему миру.

 

Оборудование: карточки со словами (горизонт, компас стороны горизонта); конверты с заданиями, иллюстрации равнин, гор, озер, рек, морей; атлас Республики Башкортостан. 
Ход урока.

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок, 
Ты готов начать урок? 
Все ль на месте, 
Все ль в порядке: 
Ручка, книжка и тетрадка? 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 
Каждый хочет получать 
Только лишь оценку «пять».

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие, начатое на прошлом уроке. А где мы будем путешествовать, вы скажите сами, отгадав загадку: 

Ни начала, ни конца, 
Ни затылка, ни лица. 
Знают все, и млад и стар, 
Что она большущий шар. 
(планета Земля).
 
- Правильно сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей планете Земля. Цель нашего урока изучить формы земной поверхности, а также водоемы.

- Как настоящие путешественники мы обязаны много знать, чтобы не заблудиться. На прошлом уроке мы учились пользоваться компасом, определять стороны горизонта по местным признакам и сейчас мы все это повторим.

3. Проверка домашнего задания. 
- Сейчас каждая из команд получит набор карточек с буквами, из них вы составите слово и объясните его значение. 
1. Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. 
2. Компас – прибор для точного определения сторон горизонта. 
3. Стороны горизонта – четыре основных направления: север, юг, запад, восток.

- Молодцы! А сейчас вы покажите свое умение пользоваться компасом. 
Каждой команде я даю направление, где нужно искать конверт со следующим заданием.

1. юг. 
2. запад. 
3. восток. 
(c помощью компаса каждая команда находит свой конверт, в котором спрятано задание).

Теперь можете приступить к выполнению задания.

  • Определите, в какую сторону идет группа туристов. Если по ходу движения они видят, что кора на отдельно стоящих в лесу деревьях суше, тверже, светлее, встречаются натеки и сгустки смолы. (так как все эти признаки показывают южную сторону, а группа движется в противоположном направлении, то туристы идут на север.)
  • Определите, в какую сторону движется машина. Если ей пришлось объезжать лежащий на дороге камень покрытый лишайниками и мхами. (так как эти признаки показывают северную сторону, а машина направляется в противоположную сторону, то машина движется на юг).
  • Определите сторону света. Здесь почти всегда расположен муравейник, его сторона более пологая, с этой стороны раньше созревают ягоды и фрукты. (юг).
  • Я думаю, что таким путешественникам никакая дорога не страшна, поэтому мы отправляемся в наше путешествие.

4. Изучение нового материала. 
- путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что: 
Носит бабка снежную шапку. 
Каменные бока закутаны в облака. 
(Гора.) 
- Попробуйте по иллюстрации рассказать, что такое горы. 
Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночные горы встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами.

Но на Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равнины
Равнины бывают плоские и холмистые. Попробуйте объяснить почему, по данным иллюстрациям. 
Плоские равнины имеют плоскую поверхность, на холмистой равнине есть возвышения. Возвышения на равнине это – холмы. 
- Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и тоже?

- В любой горе и в любом холме можно выделить следующие части:

. подошва – это место где начинается холм, 
. вершина - самая высокая часть горы, 
. склон – это часть холма расположенная между подошвой и вершиной.

Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров! Самые высокие горы Европы – Кавказские горы. Самая высокая здесь вершина Эльбрус – 5642 метров. На территории Башкирии тоже есть горы – Уральские горы. Одна из самых известных вершин - гора Ямантау. Найдите ее высоту если известно, что она ниже горы Эльбрус на 4004 метра. (1638)

5. Физкульминутка.

Дети по лесу гуляли, 
За природой наблюдали. 
Вверх на солнце посмотрели 
И их лучики согрели. 
Бабочки летали, 
Крыльями махали 
Дружно хлопаем, 
Ногами топаем! 
Хорошо мы погуляли, 
И немножечко устали.

6. Какие бывают водоемы.

Река. 
- Посмотрите внимательно на карту и скажите какого больше всего цвета присутствует на ней? (голубого). 
- А что на карте обозначают голубым цветом? (водоемы) 
- Какие водоемы вы знаете? 
- Первый водоем о котором сегодня пойдет речь – это река. В России очень много рек. Такие как Волга, Обь, Енисей и д.р. На карте реки обозначены тоненькими синими ниточками. Чем больше ниточка, тем больше и полноводнее река. Возле каждой ниточки название реки. И у нас в Башкирии рек не мало. Откройте физическую карту Башкирии и в течении одной минуты найдите и выпишите название рек Башкирии. 
- Какие реки вы нашли? 
- Многие из вас готовили доклады про реки Башкирии? Кто готов? (слушание докладов.) 
- У каждой реки выделяют некоторые части: (чтение учебника на стр. 78). исток – место, где река начинается, это может быть родник, болото, озеро или родник в горах. 
Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море. 
Реки и ручьи, впадающие в реку справа по ходу течения называются правыми притоками, с левой – левыми притоками.

7. Работа в учебнике. 
- Летом герои нашего учебника Сережа и Надя вместе с папой побывали за городом. Они обследовали местные речки Незнанку и Осетрик, а также озеро Круглое. Ребята составили вот такую схему (стр 79). 
- Определите куда впадает Незнанка, Осетрик? 
- Какая река является притоком?

Озеро. 
- на схеме, с которой вы сейчас работали, изображены реки и озеро. Попробуйте объяснить, чем река отличается от озера? (река - это постоянный водоток. Озеро – это природный водоем со стоячей водой). 
- Одно из красивейших озер России – озеро Байкал. Вода в Байкале такая прозрачная, что фарфоровую тарелку, опущенную в воду, видно на 40 – метровой глубине. К сожалению воды Байкала сейчас уже не так чисты как раньше. Как вы думаете почему? 
- Известное озеро Башкирии Асликуль. (доклад.)

Море. 
- О каком водоеме пойдет речь вы узнаете отгадав загадку: 
Шириною широко, 
Глубиною глубоко, 
День и ночь о берег бьется. 
Из него вода не пьется, 
Потому что не вкусна – 
И горька, и солона. 
(море)
 
- А кто из вас был на море? На каком море вы бывали? Сможете ли вы показать его на карте? А чем отличается море от других водоемов? Какие животные живут в море?

8. Закрепление изученного. 
- Назовите основные формы земной поверхности. Сейчас каждая команда получит карточку с названием той или иной формы земной поверхности. Прикрепите ее к нужной иллюстрации. 
- Какие части можно выделить на горе? Прикрепите карточки к нужной части горы. 
- С какими водоемами познакомились? 
- Назовите части реки. 
- На своих схемах расставьте номера в соответствии с названием части. 
9. Домашнее задание. 
Стр. 76 –81, уметь пересказывать. 
Нарисовать иллюстрацию к сегодняшнему уроку. 

Литература.

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл. В 2 ч. – М.: Просвещение. 
2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс.- М.: Вако, 2003 
3.Хисматов М.Ф., Сухов В.П. География Башкортостана 9 класс. Уфа: Китап, 2000. 
4. Хисматов М.Ф. Атлас Республики Башкортостан. 

154