Rus

450095, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Левитана, д.12

+7 347 216–37–10
Rus
Версия для слабовидящих
Сведения об ОО

В какой семье я расту

Воспитывая своих детей, мы подходим к этому процессу по-разному: кто-то использует метод внушения, кто-то «кнута и пряника», а кто-то считает, что самый верный путь к сердцу ребенка – терпение и ласка. 
Психологи выделяют несколько основных типов воспитания, которые оказывают различное влияние на развитие личности детей. Возможно, они станут для вас толчком для размышлений о собственной семье, о воспитании малыша в ней. Какой я родитель? Что я делаю? Что требую от своего ребенка? Сразу оговоримся, что «чистых» методов воспитания не бывает, в каждом мы выделяем только преобладающую линию.


Авторитарный метод


Он весьма распространен. Родители – приверженцы такого метода – строят взаимоотношения с детьми на незыблемости своего авторитета (иногда ложного). При этом к ребенку предъявляются жесткие требования беспрекословного подчинения («ты будешь делать так, как я скажу»), используются частые наказания, над ним тяготеют постоянный контроль и необоснованные запреты порой без каких-либо объяснений. В такой семье вырастет человек с очень заниженной самооценкой, у него плохо будут складываться взаимоотношения со сверстниками, он будет замкнутым и пассивным, а нехватка понимания и признания в дальнейшем может вылиться в сильную агрессию.

Опекающий метод


Забота таких родителей о своем чаде не знает меры. Причем можно выделить два типа такой гиперопеки. 
• Потворствующий. Когда малыш, вызывая умиление и восхищение всех членов семьи становится центром обожания, независимо от того, как он сам ведет себя с окружающими, а любая его прихоть выполняется тут же. В результате такой чрезмерной любви ребенок растет капризным, болезненно обидчивым и упрямым, а самый незначительный отказ в чем-либо ведет к истерике. 
• Доминирующий. При этом методе воспитания родители, стараясь оградить ребенка от трудностей, злоупотребляют контролем, запретами, ограничивают его самостоятельность. Он выполняет скрупулезно все, что от него требуется ( иногда независимо от целесообразности), а вырастая, не может самостоятельно принимать решения. Это часто приводит к тому, что ребенок поддается влиянию сверстников, почти всегда дурному. Этот вид опеки характерен для чересчур заботливых мамочек. 
Пренебрегающий метод или «самостоятельный ребенок» 
Таким детям не хватает обыкновенного внимания со стороны родителей, они, как правило, предоставлены сами себе. Взрослые забыли, что маленькому человеку нужны любовь и ласка, интерес к его жизни, поддержка в трудных жизненных ситуациях, иначе их ребенок вырастет импульсивным, упрямым, с элементами асоциального поведения и их на «старости лет» вряд ли побалует своей заботой.

Благоприятный метод


Он основывается на доверии, уважении друг другу, сотрудничестве. Родители, уважающие личность ребенка, не навязывают ему своего мнения, но при необходимости оказывают помощь в решении проблем. Контроль со стороны взрослых также носит характер помощи, а ограничения в поведении всегда оговариваются и поэтому воспринимаются как справедливые. В такой семье ребенок вырастает доброжелательным и уверенным, легко находит контакты со сверстниками и взрослыми, проявляет активность, инициативу и самостоятельность.

Каким он вырастет?


«Кумир семьи». Так можно назвать ребенка, который, стараясь соответствовать придуманному родителями имиджу, стремится всегда быть в центре внимания. Для этого обычно используется весь арсенал средств воздействия на старших: шалости, неуемные слезы, капризы, а также умение выступать на публике: он любит читать стихи, петь, танцевать, добиваясь восторженных аплодисментов. Осторожно! Из такого «кумира» может вырасти большой эгоист, который будет болезненно реагировать на свои неудачи и ревновать к успехам других людей, проявляя агрессивность. Самое же неприятное при таком воспитании то, что в характере ребенка зарождается зависть. А это чувство, с которым человеку жить очень трудно. 
«Паинька». Как правило, это воспитанный и послушный ребенок, гордость родителей. Но когда ему не удается быть примерным и он встречает неодобрение, то начинает заискивать перед родителями. Так у него может сформироваться неискренность, двуличие. В погоне за одобрением ребенок легко подвергается чужому влиянию как хорошему, так и плохому.

«Болезненный ребенок». Когда ребенок, который в детстве долго болеет, выздоравливает, а в семье его по-прежнему считают больным и слабым, он привыкает все в жизни получать легко, без усилий. Ваша участь – постоянно «служить» ему; сталкиваясь с его капризами и вымогательством.

В процессе роста, по мере взросления, ребенок бывает разным. Вначале он может быть «ужасным», шаловливым, непослушным и причиняющим массу хлопот, затем превратиться в «забитого», если его наказывают за малейшую провинность, а почувствовав, что всем мешает и вызывает только раздражение, стать «путающимся под ногами», затем опять «кумиром» или «сокровищем» - все проходит и изменяется. Важно не то, какие роли приготовили мы для малыша, а какой образец для подражания будет у него перед глазами. А этим образцом являемся именно мы, взрослые.

958